Иди и смотри?

%d0%b1%d0%b5%d0%b7-%d0%b7%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%ba%d0%b0

В 1985 году на экраны СССР вышел фильм Элема Климова «Иди и смотри». Фильм-драма, фильм-трагедия. Сказать, что фильм вызвал шок, ничего не сказать. Это был взрыв! Равнодушным такое кино не могло оставить никого. Фильм вышел к 40-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Мы тогда еще даже не подозревали, что произойдет с нашей великой страной, через каких-то шесть лет. Мы жили в лучшей стране мира. Тогда еще были живы многие участники той войны. К сожалению, 75-летие Победы может стать последним юбилеем при живых участниках боевых действий. Так вот возвращаясь к фильму Климова. Фильм поверг, повторюсь, страну в шок, но… Было одно, существенное «но»! Не все приняли, пожалуй, чересчур натуралистические сцены. Изуродованные, искромсанные тела убитых фашистами женщин, стариков, детей… Изнасилованная девушка с сочащейся по ногам кровью…

Не все приняли натурализм режиссера. Но это кино! Это художественный фильм! А если представить на месте актеров реальных людей? Если бы это была документальная картина? Как бы тогда отреагировали на эти кадры близкие родственники замученных?

А почему я вспомнил этот фильм? Увидел сегодня два поста в ФБ, посвященных одной теме. Как в сентябре 2004 года газета «Известия» показала трагедию в Беслане в фотографиях. Два поста, два диаметрально противоположных мнения. Главного редактора «Известий» Рафа Шакирова за тот номер газеты уволили. Именно за публикации фотографий жертв и пострадавших в бесланской школе. По мнению Заура Фарниева это было самое мощное, что выдали российские СМИ, а Шакиров – герой! А вот известный журналист Олег Цаголов, чей авторитет среди коллег непоколебим, считает, что «Известия» сделали, таким образом, пиар на гибели безвинных детей.

Да, можно согласиться с тем, что реальная, не постановочная фотография порой рассказывает и показывает больше, чем написанные кем-то тексты. Но следует ли показывать крупным планом лица и тела людей, объятых вселенским ужасом? Для чего? Человечество не поверило бы в чудовищность детоубийства? Для чего? Чтобы усилить резонанс трагедии? Человеку с нормальным воображением достаточно было бы и газетных строк. Тогда для чего? Полагаю, что Раф Шакиров и сам до сих пор не ответил себе на этот вопрос. Но уж точно не для того, чтобы прорвать завесу молчания: трагедия Беслана потрясла весь мир…

Иногда, чтобы сделать правильный вывод, достаточно поставить себя на место одного и другого в споре. В нашем случае спросить: вам бы хотелось, чтобы фотографии вашего страдающего ребенка тиражировались бы по стране во всю газетную страницу?

Огромная страна неоднозначно восприняла натурализм сцен из фильма «Иди и смотри». А каково в крошечной Осетии, в которой практически все знают друг друга, смотреть на искаженные лица и искромсанные тела близких тебе людей?! Это все же совсем не художественное кино…

Полагаю, каждый сделает для себя вывод и определит: куда ему идти и на что ему смотреть.

И храни вас Господь! Хуыцауы уазаег уаент уае каестаертае!

Юрий Фидаров, ФБ