«История одной ЧС»: пожар в Несвижском замке

В 2002 году белорусы могли лишиться Несвижского замка. Он загорелся во время проведения капитального ремонта, когда рабочие принесли на чердак паяльную лампу.

… Отогревая трубы огнем, двое рабочих едва не лишили белорусов национального наследия. Пожар, произошедший в рождественскую ночь 2002 года, мог превратить в пепел  дворцово-замковый комплекс в Несвиже. Если бы не усилия спасателей-пожарных. При температуре -25 градусов, работая на высоте 25 метров,  на обледеневшей кровле и  лестницах,  подразделения МЧС не дали распространиться огню по пустотам в соседние помещения и спасли замок.

Это сегодня резиденцию Радзивиллов посещают тысячи туристов в год, проводятся фестивали и выездные вечера.  Почти пятнадцать лет назад  на территории комплекса шел медленно текущий капитальный ремонт.  Бывший санаторий, переданный министерству культуры, реставрировали не один год.  Для того, чтобы поддерживать жизнь в огромном здании требовалось немало усилий. Морозы, ударившие в конце 2002 года, задачу осложнили. Не особо выбирая способ, работники комплекса решили поддержать отопительный бачок и трубы  системы отопления на чердаке в нормальном состоянии при помощи огня. Вариант горячего песка или  специального прибора не рассматривался. В ход пошла обычная паяльная лампа, которую принесли на чердак центральной  башни ещё днем. Уже через пару минут после такого отогрева, огнем занялся утеплитель. Не придав особого значения, на пламя плеснули пару ведер воды. Спокойно собравшись, рабочие ушли по домам. Все это было около трех часов дня.

К семи часам вечера медленно тлевший утеплитель разгорелся так, что зарево в верхней части башни было видно издалека. Его и обнаружил сторож. Звонок поступил в МЧС в 19.21, когда пламя бушевало на площади почти 500 квадратных метров. Четыре часа огонь гулял по пустотам и деревянным конструкциям замка, пока не вырвался в окна.  Уже через 9 минут после сообщения на месте вызова были две первых машины несвижских пожарных.

Оценив обстановку, начальник караула первой несвижской части капитан внутренней службы Евгений Язвинский дал повышенный номер вызова и стал первым руководителем тушения пожара (РТП-1). Открытым пламенем горело чердачное помещение центральной башни и правого крыла здания замка около часовой башни. Скорость распространения пожара составляла 2,5 метра в минуту.  Ещё через 8 минут к месту прибыл исполняющий обязанности начальника районного гарнизона спасателей –  Сергей Михневич. Подтвердил повышенный номер вызова и запросил автолестницы и коленчатые подъемники из соседних гарнизонов. (В 2002 году на вооружении спасателей района ни одного подъемника или лестницы не было).

2

Были организованы три боевых участка тушения пожара. На первом из них спасатели одновременно с тушением в башне, защищали крыши северной части здания.  На втором крышу тушили с юго-восточной части здания и защищали нижний, третий этаж. Последний участок, где  работали пожарные, находился со стороны озера.

Погодные условия были жесточайшими для работы. Замерзало все: рукава, соединения, лестницы покрывались коркой льда. Если ствольщик выключал ствол для передислокации, обратно подать из него воду уже не удавалось: он просто покрывался льдом. Ко всему добавлялся порывистый ветер. Боевки, шапки, берцы у бойцов были покрыты слоем наледи. Но пожарные, несмотря ни на что, делали свое дело.

В 20.30 к  месту вызова прибыла первая автолестница из гарнизона Барановичей. Она тут же была установлена у центральной башни.  К замку съезжался весь личный состав гарнизона. Люди были разбиты на группы и подменяли ствольщиков, работающих на высотах. Ещё через полчаса к замку прибыла автолестница из Дзержинска, затем коленчатый подъемник Несвижских районных электросетей, который задействовали в рамках системы взаимодействия. В 20.40 огонь был  локализован и распространение пожара остановлено.

Из Столбцов приехала передвижная насосная станция. Вскоре прибыло и руководство областного управления МЧС. Начальник управления в 2002 году — Анатолий Уласевич —  оценил действия предыдущих РТП как правильные и взял руководство на себя. Был объявлен  сбор личного состава Столбцовского, Копыльского и Клецкого подразделений МЧС.

Напряженная работа по тушению продолжалась, были задействованы все специальные службы Несвижского района, администрация объекта. Личный состав подменялся на стволах. Спасатели были обеспечены питанием. Ствольщики работали на высоте со страховками. Замерзшие рукава с водой вовремя отогревались, был создан резерв аппаратов для работы в задымленной среде и запас воздуха. Ещё чуть позже к месту вызова прибыл Борис Барингольц – в те годы заместитель министра по ЧС. Он стал четвертым РТП и к половине третьего ночи огонь был полностью ликвидирован.  Всего в тушении были задействованы 127 человек и 18 единиц специальной и основной автотехники.

Пожар  уничтожил крышу и перекрытия главного корпуса дворца и его южной галереи. Кроме того, из-за воздействия огня и воды провис потолок в бильярдном зале на третьем этаже галереи. Больше всего после пожара специалисты музея, конечно, переживали за исторические ценности. На месте пожара спасатели работали ещё несколько дней, — помогали наводить порядок. В том числе, откачивали воду.  Потолочная фреска,  которую  задели водой при тушении,  не пострадала.  Впитали воду перекрытия, паркет, мозаики. Но уже через несколько дней стало понятно: крупного ущерба удалось избежать. Весь дворцово-замковый комплекс, имущество  и исторические ценности удалось спасти.

Безусловно, тушение исторических памятников – не сравнить с любым жилым домом.  Сложные планировки, галереи, пустоты, фальшполы. Дерево в перекрытиях, дерево в отделке. Внутреннее противопожарное водоснабжение на момент реконструкции было отключено и частично вообще демонтировано.

Вместе с поздним обнаружением, это могло привести к тому, что Беларусь лишилась бы историко-культурного музея, который с 2005 года внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Буквально через неделю французским пожарным пришлось бороться с огнем в замке похожей планировки в Луневиле. Несмотря на работу 150 пожарных и сотен добровольцев, практически полностью было разрушено южное крыло замка.  Белорусский  дворцово-замковый комплекс спасатели отстояли у стихии почти полностью.

Виктория Трикало