Тяжелые переговоры ждут Москву и Минск в 2019 году

Александр Шпаковский

Вторая за неделю несколько дней встреча глав государств России и Беларуси прошла 29 декабря в Москве. Причем в отличие от предыдущих переговоров в этот раз президенты не делали заявлений для прессы и по данным официальных белорусских и российских источников, такой порядок был определен изначально.

«Эх раз, да еще раз, еще встретимся не раз»

В ходе открытой части переговоров лидеры выглядели достаточно оптимистично: Владимир Путин предлагал «сверить часы» по вопросам интеграции, а Александр Лукашенко шутил, что «уже, наверное, надоели друг другу, но никогда надоесть не сможем», так как «есть вопросы, которые нужно решать на перспективу».

После предыдущей встречи 25 декабря и Беларусь, и Россия сформировали из высших государственных чиновников «рабочие группы» по вопросам интеграции, которые займутся ревизией Союзного договора от 1999 года, вопросами ценообразования российских энергоресурсов для Беларуси и разработкой механизмов смягчения последствий налогового маневра РФ для отечественной нефтепереработки.

Причем пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уверяет, что данные вопросы будут обсуждаться параллельно, а не в пакете, то есть независимо друг от друга. Это весьма интересное заявление, так как ранее российские чиновники, включая председателя Правительства Дмитрия Медведева, прямо увязывали энергетическую повестку и проблему компенсации «налогового маневра» с темой «углубления интеграции», что вызывало достаточно нервную реакцию у официального Минска.

Все это указывает на то, что в 2019 году нас ждут тяжелые белорусско-российские переговоры, поэтому неудивительно, что встреча президентов в преддверии Нового года не принесла особых сенсаций. Сейчас вероятно, по каждому из вопросов в рамках «рабочей группы» будут создаваться различные «дорожные карты», где, в свою очередь, будет прописана пошаговая программа действий для сближения позиций. Однако существует мнение, что даже в этом случае процесс продолжит буксовать, поэтому в 2019 году стоит готовиться к продолжению традиции многочисленных встреч Путина и Лукашенко, так как, возвращаясь к комментарию Пескова, «многие вопросы могут обсуждаться только на высшем уровне, и только с него может быть спущена ориентировка, в какую сторону работать рабочей группе».

Еще одна тема, обсуждаемая в связи с участившимися контактами президентов, это так называемая «инкорпорация» Беларуси в состав РФ.

В последние месяцы очень много информации по этому поводу опубликовали различные российские интернет-источники с сомнительной репутацией и белорусские негосударственные СМИ, при этом часто ссылаясь и подсвечивая друг друга. Неудивительно, что на этом фоне вопрос «присоединения» всплыл на недавней пресс-конференции Президента Беларуси для российских журналистов, после чего Александр Лукашенко в присущей ему манере весьма резко высказался по этому поводу.

В этой связи понятно, что и российский официоз был вынужден отвечать на подобные вопросы в контексте переговоров 29 декабря, поэтому Дмитрий Песков заверил собравшихся, что «речь идет не о присоединении, а об исполнении положений договора от 1999 года, согласно которому надгосударственную структуру с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством».

Беларуси необходимо обозначить собственный взгляд на союзные отношения

В этой связи понятно, что у переговорщиков, вошедших в состав «рабочей группы» с белорусской стороны, очень важная задача, которая заключается в предложении нового видения официального Минска на вопросы интеграции. То есть необходимо углубить белорусско-российских союз там, где это возможно и снять с повестки обсуждения все вопросы, которые являются неактуальными с позиции сегодняшнего дня. Думается, что к таковым можно отнести предложения конфедеративного устройства будущего союза и вообще любые идеи, связанные с утратой Республикой Беларусь части полномочий в сфере политического суверенитета.

После 25-ти лет суверенного развития такой подход не интересен Минску и не отвечает общественным запросам, то есть противоречит воле белорусского народа. Если обращаться к последнему исследованию Института Социологии Академии Наук Беларуси, направленному на анализ интеграционных установок населения в рамках Союзного государства, то порядка 53, 3% респондентов считают, что «необходимо развивать сотрудничество в определенных сферах» (экономика, оборона, образование, рынок труда). При этом 9, 3% выступают за то, чтобы «оставить все как есть», 12,6% полагают, что необходимо «ввести единую валюту, принять общую Конституцию и избрать единого руководителя», а 6, 3% высказываются за выход из состава Союзного государства. Также стоит отметить, что порядка 18%вообще не имеют какого-либо мнения по вопросу интеграции с РФ.

Таким образом, в большинстве своем белорусы считают необходимым дальнейшее развитие интеграционных процессов с Россией как двух суверенных государств.

Учитывая, что Союзный договор подписывался в 1999 году, и с этого момента изменилась как международная ситуация, так и интеграционные процессы на постсоветском пространстве, в Союзный договор необходимо внести изменения, которые бы более четко прописывали белорусскую позиция в современных реалиях.

Sputnik