Тереза Мэй ищет аварийный выход

Всеволод Шимов

В минувший понедельник Тереза Мэй вновь выступала перед британским парламентом. Как ожидалось, она должна была озвучить новые предложения по Brexit после того, как парламентарии отклонили предложенный правительством план сделки с ЕС. Однако ничего нового госпожа Мэй не сообщила. Большая часть ее выступления свелась к уговорам депутатов все-таки проголосовать за сделку. Очередное голосование по этому вопросу должно пройти меньше чем через неделю — 29 января. 

Таким образом, дальнейшая стратегия британского премьера прояснилась — не мытьем, так катаньем протащить согласованную с ЕС сделку, взять парламент, что называется, измором. Тереза Мэй верна себе, именно так она действовала и раньше. Провальное голосование на прошлой неделе состоялось после длительной проволочки — премьер-министр тянула канитель в надежде склонить парламентское большинство на свою сторону. После того как парламент отверг сделку, но оставил Мэй на посту, она все еще не оставляет надежды выторговать у депутатов согласие. Ничего иного ей, по большому счету, не остается. Тереза Мэй поставила на эту сделку все, а ЕС выдвинул жесткий ультиматум: либо выполнение достигнутых договоренностей, либо Brexit без сделки.

Впрочем, отчетливо вырисовывается и третья альтернатива — Brexit может быть отложен на неопределенное время либо вовсе отменен. В парламенте эти инициативы обсуждаются все более активно. Несмотря на то что ситуация вокруг Brexit по-прежнему остается крайне неопределенной, похоже, что в британском политикуме все-таки кристаллизовался консенсус, что жесткого и неподготовленного выхода из ЕС не хочет никто. А поскольку устраивающих британскую сторону договоренностей достигнуть так и не удалось, то с Brexit следует повременить. Сторонники такого подхода предлагают сдвинуть дату выхода из ЕС с 29 марта на осень, а то и вовсе до конца этого года.

Здесь, однако, возникает сложность с тем, что в мае должны пройти выборы в Европарламент. Как предполагалось, Британия в этих выборах уже не должна участвовать, однако что делать, если к тому моменту Лондон все еще будет оставаться членом ЕС, к тому же с неопределенными перспективами? И кто будет вести эти переговоры с британской стороны? Тереза Мэй решительно настроена довести Brexit до конца, ссылаясь на волю британского народа. Впрочем, не исключено, что премьер-министр и вовсе лишится полномочий в вопросе о Brexit. Парламент рассматривает возможность полностью переключить на себя переговорный процесс. Правительство при таком раскладе превращается в сугубо технического исполнителя.

Еще одним вариантом развития событий может стать повторный референдум. Противники Brexit заговорили о новом референдуме практически сразу, как были оглашены шокирующие для них результаты народного волеизъявления. Однако до недавнего времени дальше спекуляций дело не шло. Отношение к этой инициативе остается неоднозначным и сегодня. Категорическим противником повторного референдума выступает Тереза Мэй, утверждающая, что это нанесет урон престижу британских демократических институтов. Впрочем, их репутация и без того изрядно подмочена всей историей с Brexit, все более напоминающей то ли фарс, то ли клоунаду. Поэтому перспектива нового референдума становится вполне реальной, и не исключено, что на следующей неделе парламент будет голосовать по этому вопросу. Политики, выступающие в поддержку повторного референдума, очевидно, рассчитывают, что избиратель, уставший от неопределенности и волокиты, поставит точку в истории с неудавшимся выходом из ЕС. Однако нельзя исключать, что повторный референдум принесет новые сюрпризы. Граждане уже подложили в свое время «свинью» правительству Кэмерона неожиданно широкой поддержкой Brexit. Помогать элитам выпутываться из сложившейся ситуации у британского общества сейчас еще меньше оснований. Как показывают итоги политических кампаний последних лет, западный избиратель становится все менее предсказуемым и управляемым.

«Рэспублiка»