Две звезды

История фотографии артистов Августа Милованова и Стефании Станюты

В этом снимке прекрасно все: настроение, состояние, лица, костюмы актеров, их позы, антураж и даже легкая, плавающая резкость, словно слеза попала на объектив фотокамеры. У Стефании Станюты слегка растрепанный букет, возможно, это гвоздики. А в руках Августа Милованова бутылка, но здесь она кажется уместной и почему–то совсем не вызывает отторжения.

Спектакль «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина закончился, усталые и счастливые, но все еще возбужденные актеры не могут успокоиться. Они еще там, на родной сцене Купаловского, еще купаются в аплодисментах благодарных зрителей, еще не вышли  из своих сценических ролей. А настырный фотограф, на ходу уговаривая и искренне восхищаясь, подхватив и поддерживая под локоток даму, вывел их со сцены, поставил в нужном месте и сделал несколько снимков, боясь упустить то прекрасное состояние, в котором пребывают Августин Милованов и Стефания Станюта.

Молочник Тевье одна из самых интересных ролей Милованова. В этой пьесе есть любопытный момент, когда Тевье в самые сложные моменты жизни обращается к Богу. Так вот он всегда поворачивается лицом к зрительному залу. И от этого простого режиссерского хода мне как зрителю становилось не по себе. Актер, уверен, меня, как прочих в темноте зала, не видел, но его взгляд вжимал в кресло, заставляя цепенеть и не дышать. Потом он говорил, часто тихо и торопливо, но все его слышали. И это было поразительно…

Вообще, Августин Милованов удивительный актер, умеющий говорить, не произнося громкие и долгие монологи. Делает он это неуловимыми движениями поднятой или опущенной руки, поворотом головы, резкой остановкой на краю сцены. Каждое движение или отсутствие такового у Милованова так же красноречиво, как слова.

Его Осип в «Ревизоре» Гоголя, Хозяин в «Святой простоте» Макаенка — классика. На этих сценических образах учатся, их пытаются повторить и превзойти, но они всегда вспоминаются. Великолепный и своеобразный актер, преданный своему делу. Можно еще назвать дюжину знаковых работ народного артиста Беларуси как на сцене, так и в кино.

Про Стефанию Станюту говорить сложно, кажется, что все, что о ней ни напишешь, — написано давно и ты лишь станешь повторять чьи–то умные мысли. Она — звезда, всеми любимая и почитаемая.

Красивый и выразительный снимок двух великолепных белорусских актеров подарил нам фотограф Евгений Коктыш.

Владимир Степан, «СБ. Беларусь сегодня»