Александр Лукашенко: «С течением времени я более спокойно начал реагировать на какие-то фейки»

Александр Лукашенко 14 декабря встретился с представителями российского медийного сообщества. С одной стороны, подобные встречи уже стали традиционными в отношениях между белорусским руководством и представителями журналистского корпуса. С  другой – накопилось немало информационных поводов и нужно, как говорят, прояснить некоторые вопросы, которые порой весьма вольно трактуются в интернет-пространстве. Мы выбрали наиболее яркие цитаты Президента по самым животрепещущим проблемам Союзного государства, а также евразийского пространства.

000374_450470

О переменах в мире

«Казалось бы, всего два года прошло с нашей предыдущей встречи, а мы с вами живем как будто в другом мире. И вы, журналисты, как никто, знаете, с какой скоростью меняется этот мир. Новый виток гонки вооружений, торговые войны, рост экстремизма, потеря духовной ориентации. Вслед за событиями слухи, домыслы, фейки традиционно заполняют медийное пространство, усложняя восприятие действительности. Вы понимаете, что эти факторы также влияют на внутреннюю жизнь нашего союза, на темп нашего стратегического сотрудничества».

14-12-665-4

О журналисткой этике

«Надо осознавать ответственность за каждое сказанное и написанное слово. Если оно рушит мир и калечит судьбы людей, то ставит журналиста в один ряд с солдатами, стреляющими на поражение. А некоторые говорят, что вы это оружие массового поражения. И я с этим согласен. Это звучит жестко, но как еще достучаться до тех, кто игнорирует нормы не только профессиональной этики, но и человеческой морали».

О цензуре

«Цензуры ни в коем случае быть не должно, но должны быть внутренний авторский самоконтроль и умение соблюдать баланс черного и белого. Я категорический противник кому-то закрывать рот. И не только потому что я такой демократ. Я исхожу из прагматической точки зрения: все это бесполезно. А еще хуже — это во вред».

«Время изменилось. Почти половина населения сидит в интернете, и они там все видят».

000019_dfe0c0ab246f599b432583630029b472_731099

О доступе к информации

«Наши граждане сегодня имеют свободный доступ к ведущим российским телеканалам, интернет-ресурсам и печатным изданиям. В то же время российский зритель знает о настоящей Беларуси крайне мало. Единственный наш телеканал доступен только через спутник — и это не дает полного представления о стране».

«А где-то, чтобы договориться о том, чтобы наш «Беларусь-24″ вещал в каком-то регионе, особенно в Москве, слушайте, нам такие заградительные пошлины выставляют, что страшно подумать. И это в Союзном государстве. Поэтому вы для нас сегодня, как бы там ни юродствовали некоторые у вас, да и у нас, — это настоящее окно в нашу Россию. Потому что хоть чуть-чуть информации получат россияне от вас там. О настоящей Беларуси».

14-12-665-7

О газе, интеграции и договренностях

«Что касается горячих поводов, то какие бы искры ни летели в спорах на самом высоком уровне, даже не пытайтесь раздувать из них пламя. Это рабочие моменты. В отношениях между нашими странами еще не было ситуаций, в которых мы не нашли бы компромисса».

«Любые проблемы могут быть решены только сообща и только через сотрудничество. Об этом свидетельствует и череда международных саммитов: «Большой двадцатки», ЕАЭС, ОДКБ. Ответить на глобальные вызовы современности способны только мощные интеграционные объединения. В одиночку даже крупной державе не справиться».

«Интеграционные позиции Беларуси неизменны. Мы вместе с другими инициировали создание союзов, которые существуют на постсоветском пространстве».

«Как видите, мы ничего лишнего не требуем: договорились — надо исполнять. Это абсолютно естественное и справедливое ожидание от партнерства, которое, как предполагалось изначально, должно строиться на равных условиях и взаимном доверии. Вот и все. Если нет исполнения — нет союза».

«Если, как это принято часто в России, исходить из того, что «мы такие огромные, а вы — поменьше, поэтому вот так будет», тогда не о чем договариваться, это не союз».

«Мелкие проблемы — их не то что надо не видеть, отбросить… Их не надо создавать. Что мы деремся? Ладно, вы не продадите нам 5 млрд куб. м газа дополнительно. Куда вы денете этот природный газ при том бешеном темпе, когда уходят от традиционных углеводородов?».

14-12-665-5

О фейках и саммите ЕАЭС в Санкт-Петербурге

«С течением времени я более спокойно начал реагировать на какие-то фейки. Тем более есть такой фейк, который тебе на пользу. Но главное для меня — посмотреть, кому это выгодно и кто это распространяет. Я говорю о некотором уклоне российских средств массовой информации так болезненно, потому что уже вижу, что это оттуда забрасывается. Я не сторонник этого. Ты лучше в глаза смотри и скажи или публично, или в закрытом режиме. Я сторонник такой политики, а не закулисной».

«Они обязательно меня там за руки схватят, зная, что я, конечно, не пройду мимо микрофона, если человек спрашивает. Я уважаю журналиста, отвечаю ему на вопрос. Говорю, что там накал был, что пришлось друг перед другом извиняться».

«Что они делают: дают перепалку с Путиным в открытом эфире, а дальше, что Лукашенко пришлось извиняться перед Путиным за то, что он с ним вступил в разговор. Да господь с вами! Я бы ниже своего достоинства посчитал за это извиняться. Мы извинялись там… Я перед Николом (исполняющий обязанности Премьер-министра Армении Никол Пашинян. — Прим.) извинялся, что на него нападал там по разным причинам. Путин извинялся перед всеми. Там же такая каша была… Назарбаев начал извиняться. И это действительно было — мы извинялись друг перед другом на этом заседании. Но они же (в российских СМИ. — Прим.) тонко и специально подсунули эту информацию».

14-12-665-10

О цене на газ

«Но Россия даже не стала вести переговоры, хотя мы с Путиным договорились об этом в Санкт-Петербурге (на встрече в апреле 2017 года. — Прим.), — констатировал Президент. — Это неправильно. Договорились — надо двигаться». Александр Лукашенко вновь подчеркнул, что Беларусь не требует низких цен на газ, таких как, например, для Смоленской области, где они в два-три раза ниже. «Мы требуем, чтобы были исполнены наши договоренности — они пронизывают все наши соглашения и договоры — о равных условиях для субъектов хозяйствования».

О предложениях по разрешению нагорно-карабахского конфликта

«Потом уже откровенно сказал: слушай, как они говорят, оккупировали 7 районов. И мы с Путиным заняли консолидированную позицию (это было в Ереване на ОДКБ): Серж, отдай эти 5 районов. Какая причина не вернуть их, они же пустуют. Он говорит: если я возвращаю, они там дорогу перережут, оккупируют Карабах и прочее. И мы с Путиным четко пообещали, что мы введем свои войска, и это не позволим (при азербайджанцах это говорили). Он сказал: нет, мы на это не пойдем, мы этого не хотим».

«Почему не хотят? Пустуют 5 районов. Это первый шаг. И тогда бы и Азербайджан, и Армения были бы и в ОДКБ, и ЕврАзЭС. Это было условие, при котором Азербайджан может вступить в эти организации. Почему вы отказались? Ладно, Беларусь, но Россия гарантом выступила, что никогда там не будет войны, если будут освобождены эти районы, которые вы признаете, что это азербайджанские. Это не о Карабахе».

Он подчеркнул важность мирного урегулирования, в том числе в качестве важного фактора для привлечения иностранных инвестиций. Глава государства впервые рассказал о еще одном несостоявшемся проекте. По его словам, речь шла о прокладке продуктопровода из Азербайджана в Грузию, и белорусский лидер разговаривал по данному поводу с руководством этих стран: «Они прокладывали трубу какую-то. По-моему, газ. И она пошла в обход Армении».

14-12-665-2

О конфликте на востоке Украины

«Я не хочу, чтобы старики гибли в Донбассе. Я знаю, что там происходит, лучше, чем сидящие здесь, и лучше, чем даже руководство России. Я знаю, что происходит. За что гибнут дети и старики, женщины? Ведь мужики там воюют где-то… Пусть стреляют друг в друга, если мозгов нет. Но дети чего гибнут, они в чем виноваты? — сказал Глава государства. — Вот из чего исходит моя позиция. И нам ли — славянам — воевать здесь. Мы же на одно лицо, мы одни и те же люди. И я знаю украинцев. Я там служил, я там работал, ко мне люди с запада (Украины. — Прим.) приезжали, работали. Они не враги, они не такие плохие, как вы иногда говорите на каналах. Давно пора прекратить это, уже никто не смотрит».

«Но чем дальше — тем хуже. Я вам скажу свою позицию: все боятся, что там (в Украине. — Прим.) будет НАТО. Я недавно Владимиру Владимировичу сказал: слушай, мы с тобой скоро Господа будем просить, чтобы там было НАТО, а не отмороженные нацмены с ружьем. Вот до чего мы можем довести».

«Вас не удивляет, что в этот момент США  выходят из договора об ограничении ракет малой и средней дальности. А теперь представьте на минутку, что у меня под Гомелем будут стоять ракеты с ядерными боеголовками, а у вас под Ростовом. Каково? Мы что, этого хотели? Поэтому пока не поздно, надо башку в руки взять и не кричать гвалтом, а что-то сделать, чтобы это прекратить».

«Но мы втроем (Россия, Украина и Беларусь. — Прим.) решить можем. Как это сделать? Надо сесть и подумать, но для этого надо отказаться от нападок. Может где-то что-то за скобки вывести, где-то что-то простить на этом этапе. Слушайте, немцам же простили — 30 миллионов погибли — почти забыли. Слава богу, этого еще в наших отношениях нет. Так давайте делать шаги в этом направлении».

000019_dfe0c0ab246f599b432583630029b472_39892

О реакции Никола Пашиняна

«Ведь проблему создали не мы, а он. Раз создал, возникла эта проблема, посадили бывшего руководителя организации, если ты мудрый человек — тихонько бы решили этот вопрос, избрали этого чиновника, не такую огромную роль он там играет, и не было бы этой проблемы. Нет, Никол Пашинян окунул нас во внутриполитические проблемы. То, что это внутри Армении отозвалось, — это не мы туда влезли, это в ходе обсуждения он нас туда затянул, что там выборы и прочее».

«Поскольку мы следующие должны были от Армении перенимать эту эстафету (генсека ОДКБ. — Прим.), мне как-то неудобно было на эту тему говорить, как будто я рвусь, чтобы наш был человек. Нет, это Нурсултан Назарбаев, а потом Владимир Путин и остальные поддержали, чтобы в связи с этим председательство перешло и руководителем был избран следующий — это Беларусь. Я сказал: хорошо, мы к этому готовы, всего через год мы своего человека были бы должны предложить по уставу, пусть будет».

«Потом Нурсултан Назарбаев ответил журналистам, что белорусы будут следующими председательствовать, в принципе, об этом договорились. Да, Армения была против, но практически об этом договорились. Президент Казахстана об этом сказал. Пошла резкая реакция от Никола Пашиняна».

000019_dfe0c0ab246f599b432583630029b472_140660

О будущем Беларуси

«Я идеального будущего Беларуси не вижу. Даже российский Президент не сможет увидеть идеальное будущее России. У России возможности огромные. А у меня идеальное в Беларуси…. Даже не у меня, а в нашей Беларуси идеального будущего никогда не будет. Потому что идеального не бывает вообще. Даже в США — посмотрите, что творится, немало проблем».

Виктория Турок