Репетиторы опять забаЛЛовали

Андрей Лазуткин

Вкладывать деньги следует не в репетирование, а в профориентацию

Всю неделю мы с удовольствием наблюдаем истерику по поводу новых правил подсчета баллов ЦТ. Главный пиарщик Минобра Евгений Ливянт уже назвал их «апофеозом безумия» и «дебильными», демонстрируя южный темперамент.

Однако суть обвинений туманна и сводится к тому, что теперь баллы будут слишком высокими, а раньше были слишком низкими.

Эту версию Евгений Ливянт повторил аж для трех сайтов:

— Все это делается, чтобы сказать, что у нас средний балл по физике не 18, а 40. По математике — не 25, а 50. И думаю, что такие баллы уже подготовлены на 2019 год и далее.

Поднять средний балл можно многими путями, в том числе самым быстрым — упрощая задания. Какая в итоге разница, составит он 25 или 50? Это рейтинг, а не намолот зерна. Правда, с баллом ЦТ напрямую связан местечковый образовательный маркетинг — ведь чем ниже средний балл, тем выше в обиходе ценятся услуги репетитора.

— У педагогов, уже столкнувшихся с результатами подсчета баллов по новой системе, паника — многие дезориентированы и не знают, что делать, — сигнализирует Евгений Ливянт.

Интересно, кто же эти паникующие педагоги. Для учителей в школе не меняется ничего. Ничего не изменилось и для абитуриента — задания ЦТ остаются в прежнем формате.

Похоже, тревога грызет исключительно репетиторов. И дело здесь не только в «слишком высоких баллах».

Обратите внимания на те прозрачные акценты, которые директор РИКЗ Юрий Миксюк сделал для БЕЛТА 24 октября, комментируя проведение репетиционного тестирования:

☞ расширены возможности для самостоятельной подготовки абитуриентов к централизованному тестированию, независимо от материального состояния;

☞ абитуриенты могут самостоятельно познакомиться со структурой тестов, методикой работы с ними;

☞ программа репетиционного тестирования предоставит поступающим соответствующие ссылки на учебники и параграфы, в которых содержится необходимый материал.

lazutkin_livyant_repetitor_02

Но в прессе увидели не это, а только иную методику подсчета результата. Как отметил по этому поводу Ю. Миксюк:

— Вполне возможно, что в 2019 году весовые коэффициенты сложности заданий будут уже заранее установлены — сейчас они зависят от количества выполнивших их абитуриентов относительно общего числа тестируемых и высчитываются уже после прохождения ЦТ.

Новая методика подсчета баллов размещена на сайте РИКЗ. Пока же репетиционное тестирование идет удаленно, в режиме онлайн; в то же время, чтобы высчитать дополнительный коэффициент, нужно одновременно проверять всю совокупность работ. Так что подсчет будет совершенствоваться, итоговый балл — меняться, но от абитуриента по-прежнему будет требоваться одно — правильно решить задачу.

Отмечу единственный спорный момент — о действии сертификатов ЦТ прошлого года, которые подсчитывались по иной методике, а значит, не будут тождественны. Но опять же, если балл будущего ЦТ прогнозируются более высоким, то для абитуриента логичнее пройти ЦТ еще раз — что не потребует смены правил.

В то же время репетиторы крайне заинтересованы в сохранении старого формата ЦТ, поскольку имеют собственные программы обучения и наработанную базу типовых заданий.

Логично, что они против любых изменений ЦТ, поскольку автоматически возрастают их собственные издержки.

Обратите внимание — тот же Евгений Ливянт публично критиковал в образовании практически все, за исключением ЦТ. Более того, год назад им в штыки была встречена смена руководства РИКЗ — потому что потенциально это означало смену модели ЦТ или даже его отмену. Ведь помимо собственно школьного материала, репетиторы обучают так называемым мнемоническим правилам, которые позволяют «прикинуть» ответ в группе «А», выбрать более сложные задания и сосредоточиться на их решении, чтобы получить более высокий балл и т.д. Кроме того, лично для Евгения Ливянта подготовка к ЦТ — это не просто бизнес, но и многолетний бренд, поэтому он тщательно отслеживает любые колебания стула, на котором сидит.

Если же говорить о механизме, то ценность нынешнего репетирования — в подготовке к сложным заданиям. Грубо говоря, чем больше за них дают баллов по рейтинговой методике, и чем меньше за все остальные — тем выше спрос на доп. услуги. Репетиторы играют на этом «разрыве» баллов, поскольку натаскивать на простые задачи не имеет смысла — с ними абитуриент может справиться самостоятельно.

Что касается общей методики подсчета, то о ней можно спорить бесконечно — в международной практике нет единого подхода.

В то же время на рынке частных образовательных услуг РБ (как сером, так и белом) действует другая методика — методика личных связей.

Но Минобр — не филиал по обслуживанию частных интересов. И задача Минобра и РИКЗ — расширять возможности для самоподготовки, а не создавать тепличные условия для репетиторского рынка и частного образования.

Если же зрить в корень, то Ливянту не нравятся не столько новые коэффициенты ЦТ, а скорее то, что его опять не спросили. «Все меняется в пользу двоечников», — утверждает он на «Еврорадио». Посыл понятен: двоечник к репетитору не пойдет — как ни странно, к ним больше идут гимназисты, чем ученики средних школ.

Однако что прячется за словом «двоечник»?

Не все дети тянут уровень вуза, и не всем он нужен в дальнейшем (хотя репетитор будет убеждать вас в обратном — это его хлеб). Однако ситуация, нормальная для какой-нибудь «захолустной» ФРГ с ее «реаль шуле», вызывает у местных родителей стоны и чувство собственной неполноценности.

И когда поступление в вуз становится самоцелью для родителей, наше «элитное» образование автоматически начинает тянуть за собой целый хвост «сопроводительных услуг», от евроремонта кабинета и покупки дорогих подарков, до вождения детей к репетиторам «по знакомству», что в отдельных случаях дополняется договорными оценками в школе.

Но вкладывать деньги следует не в репетирование, а в профориентацию ученика. Иначе через N лет мы получим полностью провальную ситуацию на рынке труда и жесткое социальное расслоение на «айти-специалистов» и кассиров с высшим образованием для розничной торговли.

Причем такое положение репетиторов как экономическую группу полностью устроит, поскольку на «элитарные» направления образования будет еще сложнее поступить, а также вырастет доля трудовой миграции — все это потребует дополнительных вложений родителей.

Кроме того, мы в очередной раз делаем вывод, что белорусскому общественному мнению — цена копейка, а высказывания в СМИ отражают исключительно интересы конкретных лиц.

Обратите внимание, как ажиотаж с якобы «знішчанымі» гимназиями растворился в воздухе. Тема полностью исчезла из СМИ, а годовая истерика вылилась в открытие двух новых частных школ за 400 у.е. в месяц, к которым приложили руки два «известных репетитора». Видимо, всё прочее население эти люди держат за идиотов, либо, наоборот, считают себя серыми кардиналами и великими инквизиторами в одном флаконе. Это, конечно, вызывает улыбку.

imhoclub.by