Десять правил хорошего репортажа и неуловимый психологический контекст материала

В Минске и в Гродно прошло второе заседание школы журналистики «Мастерская BY-RU». 

В столице 15 октября мастер-классы провели главный редактор и создатель журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин, декан факультета философии и социальных наук публицист Вадим Гигин, кандидат филологических наук, редактор отдела редакции газеты «7 дней» Елена Еловик.

dpp_36685

Занятие прошло на базе Белорусского телеграфного агентства. Учеников школы приветствовал заместитель генерального директора по идеологии БЕЛТА Сергей Адерихо. Он пожелал собравшимся удачи на нелегкой, но интересной журналистской тропе и выразил надежду, что занятия в школе  принесут реальную пользу и повысят профессиональное  мастерство.

dpp_36691

На следующий день, 16 октября, школа открыла свои двери в  Гродно. На занятия пришли студенты Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, а также молодые сотрудники районных газет.

«Нам очень приятно, что именно Гродно и «Гродзенская    праўда» стали местом проведения такого замечательного международного проекта, – отметила главный редактор «Гродзенская праўды» Лилия Новицкая. – Мы первые в республике его начинали в прошлом году, и у нас уже есть первые выпускники, которые получили дипломы, встретились с очень интересными и творческими людьми из России и Беларуси. Думаю, что это придало им огромный импульс в работе. Во всяком случае по нашим молодым журналистам, которые прошли курс обучения, это заметно. Огромное спасибо организаторам за высокое качество нашего проекта. Очень приятно всегда видеть в наших стенах молодых людей, у которых огромные перспективы. Мы смотрим на них с особым пристрастием еще и потому, что надеемся среди них найти будущих сотрудников «Гродзенскай праўды». Мы очень заинтересованы в молодых кадрах, сегодняшних студентах или начинающих журналистах из районных газет. Поэтому учитесь, приобретайте свежие знания, применяйте их в своей работе и у вас будут прекрасные перспективы».

dpp_36694

Виталий Лейбин говорил о современном репортаже и делился опытом написания таких материалов.

Для хорошего автора, по мнению редактора популярнейшего издания, рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными. И тот факт, что в последние годы  репортаж все больше и больше насыщается элементами анализа, говорит о неограниченных потенциальных возможностях этого жанра.

«Теперь он активно вбирает в свою орбиту и элементы публицистического осмысления действительности. Все чаще мы наблюдаем, как автор репортажа на страницах газет делится не только собственными впечатлениями и чувствами, но и мыслями, – отметил выступающий. – При этом авторские раздумья могут разворачиваться на фоне исторических параллелей, литературных реминисценций, сложных современных реалий».

dpp_36697

Усиление аналитического и публицистического начала в репортаже, как считает спикер, – не просто дань моде, а практическая необходимость в более полном освещении и отображении действительности во всей ее сложности и многогранности.

Виталий Лейбин рассказал о своих 10 секретах создания хорошего репортажа: быть внимательным к существенным деталям, выделить переломные события и поступки героев, рассказать предысторию и собрать открытые факты по теме, переформулировать тему, не боясь выводов и обобщений и т.д.

На конкретных примерах из журнала «Русский репортер» его редактор доходчиво объяснил, что обогащение репортажа и расширение его возможных границ происходит постепенно.  В результате тесного взаимодействия репортажа с другими жанрами появляются различные его разновидности.

img_0058

Как показывает журналистская практика, репортеры стали чаще обращаться к игровым заголовкам с интригующим лидом. Это позволяет авторам публикаций по-своему интерпретировать происходящее, выдвигать собственные оценки и суждения, изображать событие сквозь призму индивидуального события и многое другое.

Таким образом, резюмировал докладчик, репортаж, который рождался и первоначально развивался как сугубо информационный жанр журналистики, сегодня подвергается качественным изменениям за счет обогащения своей жанровой структуры элементами других жанров. Данный факт свидетельствует о том, что с каждым годом интерес к репортажу растет. В том числе и у молодых авторов, которые не боятся отойти от традиционной официальной подачи информации, преподнести ее живо, ярко, эмоционально.

img_0078

Поэтому есть стимул продолжать писать репортажи, совершенствуя свое мастерство, расширяя спектр проблематики и тематики материалов.

Елена Еловик в своем выступлении рассказывала о психологической культуре журналиста, основанной на психологии как науке. Она заметила, что необходимо  уметь соединять психологические знания с профессиональной, правовой и нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности.

«Опыт работы СМИ показывает, что существуют некие скрытые механизмы, которые оказывают большое влияние на восприятие журналистских текстов. Это и есть  психологический контекст восприятия, – рассуждала спикер. – В журналистский деятельности его сложно «распознать», а поэтому мы его редко учитываем. Между тем, журналистская деятельность претендует на то, чтобы воздействовать на сознание и поведение людей».

dpp_36687

На ее взгляд, при определенном воздействии на аудиторию можно вызывать одни и те же эффекты, такие, как эффект  «навязывания повестки дня», эффект «приукрашенной действительности», эффект «переключенного внимания», эффект «ярлыка» и многие другие.

Выделить, идентифицировать определенный эффект восприятия важно для того, чтобы определить слагаемые эффективности журналистского произведения, а также для того чтобы понять популярность или непопулярность того или иного материала.

Если читатель и зритель знают, что представляют собой эффекты восприятия и каким образом «строятся» тексты, то журналисту будет гораздо сложнее манипулировать им и вводить его в заблуждение.

Более подробно Елена Еловик остановилась на эффекте «перепрограммирования». Данный термин широко используется специалистами по информационным войнам. Перепрограммировать – значит заставить читателя или зрителя «смотреть на мир чужими глазами».

dpp_36704

Существует определенный тип журналистики, который нередко подменяет трагедию анекдотом, имеет привычку корчиться и гримасничать по всякому поводу.

Читатели в перестроечные времена стали свидетелями того, как СМИ вместе с образом врага разрушали и образ хозяина, дома, защитника родины. Особенно сильно досталось различным персонажам истории, которых разоблачали с таким же рвением, с каким ранее возводили последних в герои. Так, в 1997 году «Общая газета» поместила публикацию, основанную на размышлениях генерала Дудника, поставившего под сомнение подвиг 19-летнего Александра Матросова.

По мнению военного, подвиг герой совершил из-за непрофессионализма: не смог подавить пулемет автоматным огнем и гранатами. Генерал считает, что за пулеметчиком следили работники особого отдела, и пулям от своих Матросов предпочел немецкие. Однако осведомленный в военном деле читатель может усомниться в непрофессионализме самого автора, который пишет, что Матросов «закрыл амбразуру ДОТа». Дот – долговременная огневая точка, представляющая огромное железобетонное сооружение с большими и высокими амбразурами, даже одну из которых телом закрыть невозможно, в отличие от маленькой амбразуры пулеметного дзота – деревоземляной огневой точки. А ведь именно дзот фигурирует в документальных свидетельствах о подвиге А. Матросова.

dpp_36693

Однако большинство читателей не станут вникать в незначительные, на первый взгляд неточности, запомнив лишь суть материала.

Исключительная сложность психологического контекста восприятия, на взгляд спикера, определяется тем, что складывается он под влиянием не только качеств самого материала, но и общей ситуации, в которой опубликован материал, включая как социально-политическую атмосферу в обществе в целом, так и особенности конкретного момента, настроения и специфики аудитории. Кроме того,  психологический контекст нередко бывает неуловим. Если логическую ошибку или стилистическую шероховатость выявить нетрудно, то факторы психологического контекста не всегда и не сразу бросаются в глаза.

img_0029

В рамках Школы журналистики «Мастерская BY-RU» во время занятий состоялись мастер-классы: ученики попытались самостоятельно сделать стрим и рассказать интересную историю в репортажном стиле. По их замечательному настроению и аплодисментам в конце уроков можно было судить, что занятия прошли интересно и с пользой для каждого из них.

СПРАВКА: Школа «Мастерская BY-RU» появилась как совместный проект Белорусского союза журналистов, Белорусского республиканского союза молодежи, международного медиаклуба «Формат А-3» и гражданской инициативы «Друзья – Сябры». Занятия в «Мастерской BY-RU» продолжатся до мая.