Время большой халтуры

%d0%b1%d0%b5%d0%b7-%d0%b7%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%ba%d0%b0

Анатолий Лемешенок

Время от времени в обществе с помощью медиаресурсов вспыхивают дискуссии о том, как и почему в спорте и развлекательной индустрии, к которой в первую очередь относится шоу-бизнес, сегодня оказались закачаны огромные деньги. Гонорары спортсменов и артистов, о которых так любят писать нынешние СМИ, коробят тех, кто привык жить на одну зарплату. Речь идет не о банальной человеческой зависти. Порой обывателю просто хочется «просветиться» в этом вопросе.

Недавно на одной из вечеринок нашего «клуба» речь тоже зашла об этом. Толчком послужила нашумевшая тема хулиганства российских футболистов Кокорина и Мамаева. Дельной мне показалась мысль, которую высказал в недавнем прошлом чиновник средней руки Совмина Игорь Львович:

— Всем известно, — сказал он, — что при распаде отнюдь не бедного СССР основные его богатства приобрели самые ушлые и приближенные к власти люди. Быстро, как на дрожжах, рос и формировался пестрый олигархат. Богачам было скучно просто сидеть на своих денежных мешках, и они стали вкачивать их в шоу-бизнес, спорт…

Участники вечеринки вспомнили кадры, где показана российская богема из мира шоу-бизнеса, веселящая и ублажающая сладкими тостами миллиардера Исмаилова, отмечавшего день рождения.

— Не думаю, что из подачек от олигархов смогли построить замок в деревне Грязь Пугачева и Галкин, — заметил один из участников нашей дискуссии.

— Нет, конечно, — вступил я тогда в разговор. – Оба они, безусловно, талантливые артисты и свои деньги заработали. Но мы говорим сейчас о другом. Как такие большие деньги оказались закачаны именно в развлекательную индустрию. Не в науку, где однозначно есть суперталантливые ученые, не в медицину, где, несомненно, есть талантливые специалисты. Выходит, опять сработал постулат – хлеба и зрелищ…

По дороге домой я продолжал размышлять на эти темы. Почему-то кажется, что обычного, так называемого рядового зрителя все-таки одурачили. Пользуясь неустройством в социальных сферах нашей жизни, в том числе и с помощью умелой рекламы заманивали их в свои объятия акулы развлекательной индустрии. И люди шли в залы, на стадионы, чтобы хоть как-то отвлечься от серой повседневности.

Стали появляться различные материалы. Все больше слышны ширпотребовские шутки, откровенная халтура. Особенно в музыке.

Не лучший пример стали подавать даже известные юмористы. Это уже потом один из старейшин юмористического жанра резко выскажется в адрес из кожи вон лезущих хоть как-то обратить на себя внимание молодых артистов из «Камеди клаб». Дескать, у них все шутки ниже пояса, будто они только что проснулись и с удивлением увидели, что у них в интимном месте что-то выросло…

Это верно — шутки у них там выдают частенько, как говорится, на грани. Но разве не сами «мэтры» порой подают им в своих репризах пример туповатого юмора с похабным оттенком?

Думается, что в последнее время юмор, льющийся с российских телеканалов, не блещет качеством. Смешное пытаются выдавить из туповатых старушек, а наглая и грубая теща со своими приключениями стала главной героиней бесчисленных текстов и сценок.

Юмористы по-прежнему продолжают работать при полных залах. Умелая режиссура концертов на телевидении научилась продавать картинку с несмолкающими аплодисментами и хохочущими зрителями. Это для непосвященных. Но порой операторы не успевают сменить картинку, и в зале видны лица людей, которых такой юмор угнетает. Они вряд ли в следующий раз придут на концерт этого артиста. Ничего, придут новые. Людей, которым как-то надо провести время, понять можно. Деньги на это у них тоже есть.

Современная развлекательная индустрия научилась «лепить» своих героев и героинь из весьма посредственных фигур в более или менее терпимых и способных заработать на сцене для себя и своих директоров на хлеб с маслом. Они не мошенники и тем более не преступники. Пусть поют и танцуют. Они даже могут стать миллионерами. Примеров таких немало. Жизнь – это тоже удача оказаться в нужном месте в нужное время.

Все могут иметь свое мнение, но его нельзя навязывать другим. Когда так делается, это уже пропаганда

Говорю об этом не потому, что хотелось бы что-то запретить или сократить. Мы очень разные. Кому не надоело, пусть смеется над тещами, ворующими в заграничных отелях ковры со шлепанцами и запихивающих их в бюстгальтер. Хорошо, что ныне у нас есть возможность нажать на пульте другую кнопку или заглянуть в интернет. Я о другом. О том, что сегодня никто не станет создавать специальные комитеты по этике с целью оградить нас, зрителей, от низкопробной и откровенной пошлости. Как говорится, тут дело рук самих утопающих… Остается самому воспитывать себя и обогащать ум и душу качественным материалом. Такой тоже есть. И не надо лукавить, утверждая, что нельзя отделить зерна от плевел. Можно. А если по-настоящему заботиться о будущем своих детей и внуков, то хорошо бы привить такой подход и им.

Недавно прочел интервью народного артиста России, известного кинорежиссера Владимира Валентиновича Меньшова. Он прямо сказал, что в вечерних программах российского телевидения духовностью и не пахнет. «Модно стало говорить, — продолжает он, — что все будет и дальше плохо. И это говорят небедные столичные мальчики-режиссеры. Люди же моего поколения всегда верили в Надежду».

Владимиру Валентиновичу виднее. Если такое нытье о безысходности добавить к тем угрозам и катаклизмам, которые дарует нам нынешняя действительность, то и вправду страшно жить. Давайте же лучше больше слушать тех, кто идет по жизни по солнечной стороне улицы. Даже медики утверждают, что так полезнее для здоровья.

На прощание пример, с которого начал эти заметки. Недавно на одном из ток-шоу, идущем на российском канале и пользующемся популярностью в том числе и у белорусских зрителей, сменился один член жюри. Стали разбираться почему. В дирекции пояснили так: артист не пожелал продлить контракт, потому что на сей раз ему предложили миллион долларов, а не миллион евро, как в прошлом сезоне.

Я, наивный, думал, что большие деньги не портят людей…

«СБ. Беларусь сегодня»