«Киношок» в Анапе: минский триллер в тумане лондонского нуара

1026770006

Катерина Пименова

Сюрпризом для кинокритиков и зрителей стал триллер «Внутри себя» Сергея Талыбова, представляющий в этом году Беларусь на 27-м кинофестивале «Киношок» в Анапе.

Триллер, пожалуй, жанр неожиданный для Беларуси, хорошо известной зрителям своими серьезными военными лентами. Как считает колумнист Sputnik Катерина Пименова, «Внутри себя» — это вообще первый белорусский триллер, что уже приковывает к нему повышенное внимание.

Главные герои — успешный фотограф, его красивая любящая жена, мать, а также психолог, тщательно сохраняющий тайну пациента, и следователь, пытающийся эту тайну узнать. По ходу действия герои постоянно меняют амплуа, и тот, кто был положительным героем, становится негодяем, безумец оказывается вполне здравомыслящим, а добрый доктор…

Очертить сюжет, чтобы не сломать интригу фильма, не раскрыть все карты, не так просто — но попробую.

Действие происходит в Минске, но, если вы сразу представили себе что-то милое, тихое и спокойное, с чем обычно ассоциируется этот город, забудьте. Вас ждет визуальное потрясение и когнитивный диссонанс. Такой Минск — мрачный, готический, в стиле нуар, вы вряд ли когда-либо видели раньше в кино, а в реальности таких темных красок и пугающих жутких закоулков в стиле «джекопотрошительских» ужасов не найдете тем более.

Главный герой Максим, получивший неожиданный ночной заказ на натурную съемку старинного дома, внезапно становится свидетелем чудовищной и трагической драмы, попавшей в объектив его фотоаппарата. Герой в панике покидает место преступления, спасаясь от преследования. Но дома его ждет еще одно потрясение — на фотографиях, на которые попали жуткие моменты преступления, ничего нет. Там только окна старинного мрачного дома, как и просил заказчик… И чем дальше развивается сюжет, тем больше все вокруг оказывается совершенно не тем, чем кажется сначала. А в конце триллер, на мой взгляд, превращается в откровенный гротеск, вызвавший у некоторых зрителей возглас изумления от неожиданности, а у некоторых — смех…

Триллер как эмоциональные американские горки

«Жанр триллера — это развлечение, аттракцион, такие визуальные и эмоциональные американские горки, — рассказывает Сергей Талыбов. — Да, конечно, есть работы в этом жанре, где присутствует и серьезная драма, но, как правило, это именно эстетическая и психологическая встряска для сознания, перезагрузка эмоций. Хотя в нашем фильме «Внутри себя» есть история о любви, о мести, о болевых точках, которые есть у любого человека и на которые можно умело нажать. Но все же это именно развлекательное направление в кино, где задействованы и визуальные, и — особенно — звуковые эффекты».

Большую роль в триллерах, если вспомнить, например, знаменитые картины Хичкока, всегда играет музыка, помогающая создавать эффект нарастания саспенса, отметил режиссер. За это поклонники жанра и любят такие щекочущие нервы фильмы.

«Почему Беларусь представляет именно триллер? Хотелось прежде всего сделать что-то новое, наконец отступить от сложившихся стереотипов о белорусском кино, — говорит Талыбов. — Зрители в Беларуси очень соскучились по любому кино, отличающемуся от жанра военной драмы. Все хотят видеть отечественные комедии, фильмы про любовь, про жизнь, про сегодняшний день, про самих себя!»

Кино как часть отечественного имиджа

«В Беларуси совсем не избалованный зритель, в год выходит всего 2-3 фильма, это очень мало. Так что каждый год все ждут и надеются. И мы тоже надеемся, что в этот раз наконец сможем и удивить, и развлечь зрителей, и поиграть на чувствах — в хорошем смысле», — пояснил режиссер.

Ситуация с киноиндустрией в Беларуси не очень простая, считает он. С одной стороны, много талантливых режиссеров и актеров, но, с другой стороны, очень много проблем и с прокатом, и с продвижением картин. Рынок маленький, фильмы, как правило, не могут окупить себя в прокате. В этой ситуации невостребованности довольно часто белорусские режиссеры работают в России и в других странах, много актеров снимается в российских сериалах.

Режиссер уверен, что сегодня необходимо целенаправленно развивать независимое белорусское кино, что поможет добиться и разнообразия снимаемых фильмов, и популяризации своего внутреннего кинематографа. Это очень важно не только для продвижения и развития творческой индустрии, но и для Беларуси в мире, поскольку кино всегда было и остается достоянием страны, это часть имиджа, которая помогает составить мнение о ней.

Сергей Талыбов в первый раз участвует в кинофестивале «Киношок» и отмечает, что это один из «живых» фестивалей, где можно увидеть неожиданные и спорные работы, которые интересно и смотреть, и обсуждать.

«Это всегда премьеры, открытия, общение и возможность новых проектов и сотрудничества с режиссерами из других стран», — сказал режиссер.

Фестиваль «Киношок» проходит в Анапе со 2 по 9 сентября. В его рамках состоится пять конкурсов: полнометражных, короткометражных, документальных, телевизионных и детских фильмов. Всего на фестивале будет показано около 70 лент.

Sputnik