Не просто Марина

16-летней красавицей Марина Прусакова в 1957 году приехала в Минск из Северодвинска, преодолев 2 000 километров. Бывший морской пехотинец армии США Ли Харви Освальд перелетел океан, чтобы сменить американскую прописку на минскую и стать слесарем на радиозаводе. Они встретились на танцах в ДК Профсоюзов в 1961 году, влюбились и через шесть недель сыграли свадьбу. Через год, уже с первенцем на руках, уехали в США, где вскоре перестали жить вместе, несмотря на рождение второго ребенка. 22 ноября 1963 года из выпуска новостей Марина узнала, что ее муж застрелил президента США Джона Кеннеди. Еще через пару дней не стало самого Освальда – его застрелил владелец ночного клуба Джек Руби, сам умерший несколько лет спустя в тюрьме от рака. В этой цепочке событий до сих пор жива только Марина Освальд – 17 июля ей исполняется 77 лет.

Настасья Костюкович

Все 55 лет, прошедшие с того рокового дня, Марина Освальд Портер живет, казалось бы, жизнью обычной американской пенсионерки из Техаса. Две дочери, рожденные ею от Освальда, давно выросли и подарили ей внуков. Дом и быт с нею делят теперь сын от второго брака и бывший гонщик Кеннет Портер, состоятельный владелец ранчо в Техасе, который всего через два года после истории с убийством Кеннеди рискнул взять в жены вдову подозреваемого №1, иностранку без знания языка, но с двумя маленькими детьми на руках.

Близкие говорят, что из-за опасений за свою жизнь Марина ведет закрытый и уединенный образ жизни, прячась за тонированными стеклами своего дома в пригороде Далласа от любопытных глаз и папарацци. Она категорически отказывается давать интервью и раскрывать детали истории даже за баснословный гонорар в три миллиона долларов. Не так давно Марина избавилась от последнего вещественного напоминания о своей первом браке – золотого обручального кольца, когда-то купленного Ли Харви Освальдом в одном из ювелирных магазинов Минска.

Несколько раз в 2000-х годах Марина Освальд Портер без лишней шумихи приезжала в Минск, который когда-то прославился на весь мир в связи с историей с убийством Джона Кеннеди. Тут всё еще живет родня Марины – семья ее дяди, полковника МВД Ильи Прусакова, когда-то приютившая девушку после смерти матери.

…А начиналось всё в Минске как красивый роман. Очень эффектная внешне (с несоветским типом внешности) и амбициозная 19-летняя красавица Марина Прусакова была эдакой Золушкой-бесприданницей: жила у родственников и работала в аптеке. Но близкие знали, что планы на будущее у этой девушки далеко идущие: она мечтала выйти замуж за иностранца. Поэтому не удивительно, что она сделала всё возможное, чтобы обратить на себя внимание новой городской знаменитости – бывшего морского пехотинца США Ли Харви Освальда, о переезде которого в СССР писали советские газеты. Уже через месяц пылкого романа на руке Марины появилось обручальное кольцо, а в своем дневнике Освальд писал: «Она любит меня, как чокнутая. Катаемся на лодке по озеру, гуляем в парке, ходим в гости». И потом встречал Марину после работы с букетом роз, водил ее в рестораны и кино.

Они поселились в предоставленной Освальду однокомнатной квартире в центре Минска на четвертом этаже дома на Коммунистической, 4 (тогда это была улица Калинина) – всего в нескольких минутах ходьбы от Минского радиозавода им. Ленина, где работал Ли Харви. В феврале 1962-го у них родилась дочь Джун. Ли Харви всё устраивало в новой стране, куда он так стремился попасть и стать здесь своим, но Марина мечтала о загранице. Поэтому молодая советская семья спешно засобиралась в США. На фотографиях, сделанных 22 мая 1962 года в момент отправления поезда с минского вокзала видно растерянное лицо Марины, сжимающей скромный букетик нарциссов в руке.

Семейная жизнь в Техасе у них не заладилась. Уже беременная вторым ребенком, Марина поселилась у своей недавно разведенной подруги. Ли снял комнату в пансионате и, получив работу на школьном книжном складе, приступил к работе 16 октября 1963 года. А через четыре дня Марина родила их вторую дочь Одри Марину Рэйчел Освальд.

Через полгода после прибытия в США Ли Харви зачем-то купил револьвер Smith and Wesson, а затем винтовку Carcano. Это Марина сделала тот знаменитый кадр, на котором Освальд, одетый во всё черное, стоит во дворе их дома с винтовкой наперевес. На обороте снимка ее рукой было написано по-русски: «Охотник за фашистами — ха-ха-ха!!!»

Согласно показаниям Марины, она лично спрятала в гараже завернутую в одеяло винтовку мужа, ставшую единственной косвенной уликой против Освальда. По официальной версии, это из нее были выпущены три пули в кортеж президента Кеннеди, который в рамках подготовки к очередным президентским выборам прилетел в Даллас 22 ноября 1963 года. Один из самых любимых народом президентов США ехал по улицам города в открытом лимузине, когда из окна школьного книгохранилища, где работал Освальд, раздались три выстрела. Еще живой Кеннеди был доставлен в госпиталь, где была зафиксирована его смерть. Менее чем через полтора часа полиция арестовала Ли Харви Освальда – первого и единственного подозреваемого по делу. Спустя два дня Освальд был смертельно ранен выстрелами в живот на выходе из полицейского участка.

Марина узнала об убийстве Кеннеди из выпуска новостей, чуть позже — и об аресте мужа. В тот же день вечером в дом семьи Пейн, где она жила, прибыл детектив и попросил показать ему оружие, которым владел ее муж. Винтовки, которую жена Освальда якобы собственноручно спрятала в гараже, на месте не оказалось.

Марина четырежды выступала с показаниями перед комиссией Уоррена, занимавшейся обстоятельствами убийства президента США и всякий раз указывала на то, что ее 24-летний муж мог быть причастен к этой трагедии. На пресс-конференции в 1977 году она подтвердила это словами: «Я считаю, что Ли действовал в одиночку в этом убийстве. Он выстрелил в президента, которого уважал и которым восхищался».

Только 26 лет спустя после приезда в США, в 1989 году, Марина Освальд Поттер получила американское гражданство. В последнее время она всё чаще утверждала, что ее первый муж, Ли Харви Освальд, скорее всего, был невиновен в убийстве Кеннеди. Хотя официально так и не отказалась ни от одного своего показания против него.

Журнал WHERE MINSK