Как защититься от фейков?

Почему в информационном пространстве так много новостей-«подделок»? Кому выгодно создавать фейки? И как репортерам вернуть доверие к себе аудитории? Эти вопросы на круглом столе обсудили белорусские и российские журналисты.

Генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов признается: проблему он видит как неразрешимую.

— Я страшный пессимист в этом отношении. На мой взгляд, формула простая: обыватель хочет фейка, и ему фейк поставляют. Дело не только в том, что кто-то выдумывает эту информацию, решая по ходу политические задачи. В большинстве случаев людям никакой правды знать не хочется, они «глотают» такие новости с восторгом. И в этом несчастье. А если модель медиа построена так, что ты на этом еще и зарабатываешь, то что тогда остается? Раньше такие народные газеты, как «Комсомольская правда», зарабатывали тем, что угадывали настроение людей.

Получается, хочешь оставаться в профессии — подстраивайся под ситуацию и развлекай читателей? Философ Алексей Дзермант не согласен с таким подходом. Он считает, что журналисту, наоборот, стоит быть более профессиональным. «Если творцы фейков, как правило, создают очень броскую информацию, которая сразу попадает в инстинкты человека и начинает работать, то современному журналисту надо глубоко разбираться в нюансах темы, обращаться к экспертам и делать подачу материала доступной массам. Я верю в людей, у них есть потребность в правдивой информации. Всегда найдутся те, кто будет сомневаться и требовать качественной журналистики, которая предложит им иной взгляд. Почему-то принято думать, что журналист — это робот, который исполняет редакционные задания, и у него нет своего царя в голове. Должен быть принцип, который ведет человека по жизни. Если он видит несправедливое отношение в социальной сфере, областях истории, политики, он этому не поддается».

Редактор отдела газеты «7 дней» Елена Еловик подмечает: если фейки появляются, значит, это кому-то выгодно. «Они нужны СМИ, потому что все мы заложники тиражей и рейтингов. Нужны читателям и зрителям, потому что мы «сидим на информационной игле» и все время ждем чего-то более нового и интересного. Изданиям постоянно приходится повышать градус, чтобы удержать аудиторию. А для этого некоторые идут на то, чтобы самим вольно или невольно производить фейки».

Например, много несоответствующих действительности новостей появилось накануне белорусско-российских учений «Запад-2017». Писали и то, что российские военные останутся на территории Беларуси в большом количестве (выдвигались разные цифры), и то, что их заселяют в дома, квартиры в которых ждут на очереди семьи белорусских служащих.

— Как бороться с фейками? — задается вопросом Елена Еловик. — Есть, наверное, еще такие понятия, как имя в журналистике, имидж издания. Мне бы хотелось в это верить. Но результаты соцопросов говорят, что индекс доверия к журналистам, увы, очень низкий в последнее десятилетие.

Во время дискуссии отметили вот какой парадокс: соцсети сегодня — самый оперативный источник информации. Но не всегда достоверный. Да, можно позвонить, сделать запрос в соответствующее ведомство, чтобы проверить данные (и так и нужно поступать), но ты потеряешь время и опоздаешь по сравнению с конкурентами. Могут пройти сутки, прежде чем журналисту дадут официальный ответ.

— Но за этот день информация уже прошла в сети, ее невозможно изъять. Журналистика слишком медленно работает. Она очень трудозатратна. Блогер справляется быстрее. Да, он может ошибиться, но сейчас все определяет скорость сообщения информации, — говорит Владимир Мамонтов.

По его мнению, если журналисты будут продолжать работать «на тех же рельсах», ничего не изменится. Надо по-другому говорить с читателем. Вместо того чтобы пытаться бороться с вещами, которые проникли в нашу действительность — тем же клиповым мышлением, — можно этим пользоваться.

Тамара Вятская, директор радио «Минская волна», считает, что каждый выбирает сам: работать только на рейтинги или на серьезную журналистику. «Не надо идти на поводу у публики. Она всегда захочет слушать что-то простое, юмор ниже пояса. Если мы думаем, что можем кого-то воспитать, то заблуждаемся. Мы можем достучаться только до тех, кому мы нужны».

Наталия ЛУБНЕВСКАЯ, «Звязда»