Белорус, который «порвал» российское телевидение

d1904

32-летний учитель русского языка и литературы Минской гимназии № 75 Сергей Дубелевич одержал шесть побед подряд в телевизионной интеллектуальной программе НТВ «Своя игра».

Это рекорд текущего года. И даже поражение в последней игре, транслировавшейся по «телеку» 30 апреля, почти наверняка не закроет для Сергея дорогу в супер-финал 2018 года.

Знай наших!

Мы много говорим с Сергеем Дубелевичем о том, как быть умным и зачем это надо, и совсем немного – об «интеллектуальных» деньгах.

Попал в «Свою игру» вопреки правилам

– Сергей, я специально посмотрел запись программы 30 апреля, чтобы увидеть ваше поражение после шести побед подряд. Сильно расстроились?

– Это всего лишь игра. И к победам, и к поражениям надо относиться спокойно. В целом баланс  удовлетворительный: по итогу в игре у меня всего 8 побед и 3 поражения. И почти наверняка попадаю в финал 2018 года.

– Надо быть сильно умным, чтобы пройти в финал?

– Играют три человека. Выиграл игру – идешь в следующую, с новыми соперниками. И так до первого поражения. В завершении календарного года трое участников, которые собрали больше всего побед подряд, приглашаются в финал. Практика показывает, что шести побед для этого вполне хватает. Впереди еще полгода съемок, но на данный момент я являюсь текущим лидером. У игрока из Самары есть пять побед, у москвича – четыре. Шесть только у меня, и вероятность финала очень высока.

– До возможного финала года белорусские любители интеллектуальных игр вас уже не увидят?

– Нет. Правила достаточно жесткие. Проигравший может подать заявку на новое участие минимум через год после того, как НТВ покажет твою последнюю игру. Так что время моей следующей заявки не может датироваться ранее мая 2019 года. А пока рассчитываю на финал.

– Допустим, я тоже хочу попасть в «Свою игру». Что для этого нужно, кроме самонадеянной уверенности, что я тоже умный?

%d1%81%d0%b2%d0%be%d1%8f-%d0%b8%d0%b3%d1%80%d0%b0– Написать заявку и пройти два этапа отбора. Сначала по телефону. Вам позвонят и позадают вопросы разной тематической направленности. Если редакция удовлетворится ответами, то пригласят в Москву на очный отбор.

Однако я в первый раз попал в «Свою игру», минуя конкурс. Можно сказать, почти «по блату». Наверняка, не прошел бы телефонный отбор, потому что его проводят еще и в целях проверки дикции потенциального участника. А у меня небольшое заикание.

Помогли знакомства многолетних участий в нетелевизионных форматах различных интеллектуальных игр. Это ведь целое движение, и телевизионные передачи – лишь верхушка айсберга. Пять лет назад довелось попасть в состав команды Беларуси на Кубок сборных. Участвовали команды российских регионов, стран СНГ и некоторых государств дальнего зарубежья. Говорят, я хорошо проявил себя, с большим преимуществом одержал победу в первой же игре. Так и попал в редакторский пул знатоков «Своей игры».

В 2013 году без всякого отбора пригласили в «Свою игру». В 2015 году уже подавал заявку, а в 2018-м меня напрямую позвали редакторы. Я обрадовался, согласился и вот одержал шесть побед.

Почти советское движение интеллектуалов

– Чем вас привлекла российская телепрограмма?

– «Свою игру» российской программой можно называть достаточно условно. Движение «Что? Где? Когда?», так же, как и КВН-движение, зародившись еще во времена СССР, в 90-х стало объединяющим и сплачивающим фактором для людей из разных русскоязычных стран – СНГ, Балтии. Приезжают участвовать также игроки из дальнего зарубежья, бывшие наши соотечественники-эмигранты. В последней мною выигранной игре участвовали я – белорус, украинец и россиянин.

В принципе «Своя игра» не смотрится как сугубо российский проект. Каких-то перекосов в сторону российской тематики практически нет, за исключением не очень специфических вопросов по истории или географии. Не чувствую себя игроком из другой страны. Советский Союз практически не застал (1986 года рождения), но, как и многие другие участники, рос и на советском кинематографе, и на советских книгах. Так что какого-то информационного вакуума в этом плане не ощущаю.

– А проезд НТВ оплачивает?

– Нет, в Москву добираемся за свой счет. Если планируешь «отбить» поездку, то надо хорошо сыграть. Одно очко равно одному российскому рублю. Грубо говоря, одна выигранная игра позволят компенсировать затраты на поездку в Москву. Я за свои шесть побед набрал около 150 тысяч очков, соответственно – такое же количество российских рублей.

Умом тех денег не поднять

%d1%87%d0%b3%d0%ba-%d1%81%d1%82%d0%be%d0%bb

– Неплохая прибавка к зарплате белорусского учителя за семь дней…

– На самом деле за два дня. Все игры транслируются в записи. Съемки проходят несколько раз в год, когда за четыре дня записывается сразу несколько игр. У меня запись первых пяти игр шла в один день, еще две игры записывались на следующий. Нагрузки чувствуются, и победы даются непросто, порой на азарте.

– Финансовая мотивация важна для участников интеллектуальных игр?

– По белорусским меркам я выиграл неплохую сумму, но сказочно богатым человеком стать здесь никак не выйдет.

Надо иметь в виду, что вся нетелевизионная часть движения интеллектуальных игр – а именно она основная и главная – проходит на энтузиазме участников. Это их хобби. Но я считаю правильным, когда телевизионные игры уже связаны с материальным выигрышем. И не потому, что игроки-эрудиты такие меркантильные люди. Тут скорее мотивация не для игрока, а для телезрителя. Телезритель должен видеть, что деньги можно зарабатывать своим умом.

Логика или память?

– Попробуем нарисовать социальный портрет знатока…

– Интеллектуальное движение очень демократичное, сюда попадают из разных социальных слоев. Если посмотреть пул белорусских игроков, то здесь тоже встречаются люди разных профессий и социального статуса, но наиболее преуспевают в последние годы представители IT-индустрии.

Когда меня спрашивают, кто лучшие игроки – гуманитарии или технари, я отвечаю: лучший игрок – это технарь, у которого есть общая гуманитарная любознательность.

– Чтобы побеждать, необходима хорошая память или умение мыслить логически?

– В западных интеллектуальных телеиграх доминируют знания, логики — там ноль. Наша «Своя игра» имеет специфику. Здесь часть вопросов можешь вытащить просто на знании того или иного факта, но обязательно нужно иметь логическое мышление – когда не знаешь точного ответа, но предполагаешь, что-то или иное событие могло именно таким образом произойти.

Мне состязания, которые требуют не только знания фактов, хорошей памяти, но и умения мыслить логически, нравятся больше. Они лучше подходят под категорию «интеллектуальная игра». Если бы игроки начали просто заучивать различные факты – например, четвертые города каждой страны по численности населения или все нобелевские лауреаты по годам, – то это было бы, на мой взгляд, не так интересно.

– Ваш рецепт быть умным заключается в том…

– Чтобы этого сильно хотеть. Чтобы была личная мотивация и интерес. Ты не станешь умным из-под палки и ничего не выучишь из-под палки. От собственной эрудиции надо уметь получать удовольствие.

В школе ты можешь под принуждением что-то выучить, вызубрить. Но, допустим, республиканскую олимпиаду не мотивированный самим собой, а не кем-то, классический отличник «от сих до сих» никогда не выиграет.

Вызубрить победу невозможно

%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%85

– Складывается впечатление, что участник интеллектуальной игры должен все время что-то читать, зубрить, заучивать какие-то списки или данные. И все ради победы в телеигре?

– Смешной стереотип, что твоя эрудиция никогда тебе не пригодится. Ненужных знаний не бывает, и никогда нельзя утверждать, какие из них пригодятся, а какие нет. Если это интересно, то легко запоминается. Да ради бога, пусть никогда не пригодится!

Я просто хочу это знать, и это легко запоминаю. Не верю, когда говорят «чердак забит». Не знаю, насколько процентов используем возможности своего мозга, но уверен, что не на сто. Это такая же прокачка мозга, как и физическая культура. Современному человеку, чтобы выжить, не обязательно быть физически сильным – мамонта убивать для прокорма семьи не надо. Но люди все равно ходят в спортзалы, поддерживают форму. Им это интересно, они не делают это из-под палки. Так же и интеллектуальное развитие.

У некоторых людей есть предвзятое отношение к эрудитам. Неуспевающий ученик считает, что отличник не видит света белого за книгами. В то время как у отличника, как правило, просто лучше способности и выше мотивация, и учебе он может уделять меньше времени, чем сверстники. И это главная ошибка людей, которые не понимают, что быть эрудитом – это может быть просто интересно.

– Вы проводите специальные тренировки к играм? Или есть какой-то рецепт победы? Допустим, за месяц или за неделю до игры знаток усаживается за специальную литературу, переходит на жесткий распорядок дня, особую диету…

– Как таковых тренировок перед играми у меня нет. Это происходит в режиме обычного времени и в ходе игровой практики. Есть много нетелевизионных интеллектуальных игр и турниров, в которых систематически участвуешь. Можно пробовать свои силы в компьютерном симуляторе «Своей игры». Полезно также смотреть другие игры, в которых ты не участвуешь. А так, чтобы засесть и попытаться вызубрить что-то – это бесполезно. Ты никогда не угадаешь, из какой области человеческих знаний будут вопросы в конкретной игре. Ты просто всегда читаешь что-то – то, что интересно. Можно засесть за специальную литературу, книги «100 великих людей» или справочники для кроссвордистов, но это едва ли поможет в игре.

Жизнь как игра

%d0%bd%d0%b3

– Попасть в «телеящик» – это вершина интеллектуальных усилий знатока?

– У эрудита нет цели выучить и запомнить что-то ради того, чтобы попасть на телевидение, заработать денег или показать свое превосходство над другим человеком. Никто вот никогда не говорит: «Я вот знаю столицы всех государств мира, а ты не знаешь, значит, ты дурак». Быть эрудированным – это просто интересно! И это главная мотивация обогащать свою память новыми знаниями.

Конечно, и в житейских ситуациях иногда случается «блеснуть». Но точно не ради этого люди идут в знатоки.

– Хотелось бы пример житейской ситуации…

– Совсем недавно захожу в свой 7-й класс (я классный руководитель). Мои готовятся к зачету по географии.  Спрашивают: «Вы знаете, Сергей Александрович, где находится мыс Игольный?» Беру указку и почти не глядя тыкаю ею в самую южную точку Африки. Потом еще какой-то пролив спросили, горную систему. Я все показал. Зачет по географии сдал своим семиклассникам, не напрягаясь. До этого был случай, когда по математике какую-то задачку быстро решил. Надеюсь, ребята подумают над тем, что, может быть, не так их и перегружают? И все-таки можно воспринимать информацию продуктивно?

– Ученики следят за вашими играми?

– Не спрашивал, но, похоже, следят. И ученики, и родители, и коллеги по гимназии.

– Жена и дочь тоже?

– Тоне только три года. С супругой Анастасией мы познакомились в интеллектуальной «тусовке». Она сама играла до перерыва, связанного с рождением ребенка и декретным отпуском. Я ее периодически мотивирую вернуться в игру. И все возможно.

– После шести побед на НТВ вы стали знаменитым? На улице узнают?

– Пару недель назад вел дочку с кружка, две пенсионерки на лавочке узнали. Сказали, что видели меня по телевизору. Бремени славы, конечно, никакого нет. Сегодня информационные потоки огромные, и стать по-настоящему знаменитым – так, чтобы знали и узнавали все, – непросто. В нашей среде тоже. Когда начинались интеллектуальные игры, было два советских телеканала и одна передача «Что? Где? Когда?» А сейчас в интернете хватает зрелищ и без интеллектуальных шоу.

– Знаю, что социальные сети активно комментируют ваше интеллектуальное творчество.

– Людям интересно, когда их соотечественник демонстрирует какой-то успех на крупном российском телеканале. Это же отчасти спорт.

Но соцсети выдают и изрядную долю негатива. Моя эмоциональная манера игры не всем нравится. Но к комментам в соцсетях отношусь с юмором. В последней игре я вел себя достаточно сдержанно. Хотя стиль у меня другой, и я заслужил репутацию игрока импульсивного. Но я не смотрю, как выгляжу за столом, – это не игра на публику, это выбранная стратегия поведения, обусловленная полным погружением в игру. Мне надо «накручиваться», чтобы играть.

– Игры отнимают все свободное время?

– Нет, педагог в принципе человек широкого профиля. В студенчестве играл в самодеятельном театре, занимался музыкой, люблю взять в руки гитару и попеть. Профессионально спортом не занимался, но зарядку и велопрогулку уважаю. Люблю спорт как зрелище. Пробовал себя в журналистике. Писал для спортивного портала блоги, делал интервью для журнала Белорусской федерации футбола. Учитель должен сам развиваться, чтобы помогать детям в их развитии.

Беседовал Сергей КОЛЫЧЕВ