ПАФОС И ГРАНТЫ ПОЛИТЭМИГРАЦИИ

Бывший кандидат в президенты Андрей Санников, получивший в 2012 году политическое убежище в Великобритании, из своего заграничного «далека» гневно прошелся по оппозиционным коллегам – организаторам празднования 100-летия Белорусской Народной Республики. Специально для подчиненного себе интернет-ресурса «Хартия-97» эмигрант написал «Послесловие» к митингу-концерту, проведенному оппозицией у Оперного театра 25 марта.

Дипломат по фене ботает

Санников – дипломатический работник еще советской закваски.

В 1982-1987 годах работал переводчиком в Секретариате ООН в Нью-Йорке, в 1989-м окончил Дипломатическую академию МИД СССР.

Несомненно, проходил тщательную проверку на благонадежность и соответствие «генеральной линии» со стороны советских спецслужб.

Но когда подоспел развал Советского Союза, быстро вписался в госсистему независимой Республики Беларусь.

Возглавлял белорусскую делегацию на переговорах по обычному и ядерному разоружению. Работал советником Представительства Беларуси в Швейцарии. В 1995-1996 годах – заместителем министра иностранных дел.

Имеет, между прочим, ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла – это, считай, как маршал в армии.

2

К чему перечисление всех этих дипломатических титулов?

К тому, что они совершенно не вписываются в оскорбительную лексику, с помощью которой Санников охарактеризовал оппозиционеров, посмевших провести празднование юбилея БНР по сценарию, предложенному Минским горисполкомом.

Они теперь вовсе и не соратники по борьбе, а: во-первых, «стукачи»; во-вторых, «группа непонятных личностей»; в-третьих, «команда подтанцовки», которая продает «всю эту шнягу»; и, наконец, «ментовская прокладка», как это называют, по утверждению Санникова, на «зоне».

Наш дипломат знает предмет. Сам отсидел «на зоне» почти полтора года за беспорядки на главной площади Минска после президентских выборов 19 декабря 2010 года. Видимо, там и научился «по фене ботать», что теперь с таким мастерством применяет в политических дискуссиях.

Друзья Санникова элементарно стали врагами Санникова только за то, что пошли на переговоры с горисполкомом и согласились провести праздник Белорусской Народной Республики в формате митинга-концерта – без несанкционированного шествия.

И получили «Послесловие» дипломата, которому из далекой Великобритании, видимо, мечталось понаблюдать, как люди пойдут не на концерт, а «помахаться» с ОМОНом.

Семейный подряд

Мы погрешим против истины, если станем утверждать, будто текст санниковского «Послесловия» написан исключительно на криминальном жаргоне.

Отнюдь. В нем доминирует не уголовная «феня», а пронзительная литературная публицистика.

Из-за чего складывается (вполне возможно, ошибочное) впечатление, что над текстом поработала умелая рука супруги автора – Ирины Халип, выпускницы-отличницы журфака Белорусского государственного университета.

3

Пафосные обличительные тексты Ирина писать обучена. Не зря является постоянным автором-многостаночником либеральных отечественных и зарубежных СМИ.

И за словом в карман не лезет. Несколько лет назад она, не задумываясь, обозвала «обмылками» коллег-журналистов из независимых медиа только за письменную просьбу к Александру Лукашенко вернуть их издания в государственную систему распространения и подписки.

Можно восхищаться прочностью брачных уз. Написал письмо президенту – «обмылок», а не оппозиционер; провел юбилей БНР по согласованию с горисполкомом – не оппозиционер, а «ментовская прокладка».

Впрочем, для осевшей в эмиграции гражданской кампании «Европейская Беларусь», координацией которой занимаются и Санников, и Халип, – это фирменный стиль общения с белорусскими оппозиционерами, оставшимися на родине.

Другой координатор этой кампании, тоже политэмигрант, Дмитрий Бондаренко в 2012 году порадовал общественность утверждением, что «80 процентов независимых журналистов завербованы КГБ».

4

Это заявление вызвало шок и возмущение в рядах оппозиционной Белорусской ассоциации журналистов, членом которой Бондаренко является. Но зато оно помогает нам подойти к разгадке, объясняющей написание Санниковым «Послесловия» к празднованию БНР именно в таком стиле, как оно им написано.

Кто есть ум, честь и совесть оппозиции?

Разделение белорусской оппозиции на внутренний и эмигрантский лагерь произошло в 2012 году. Большинство фигурантов уголовного дела о беспорядках в день президентских выборов 2010 года были к тому времени помилованы Александром Лукашенко и досрочно вышли из мест лишения свободы.

К слову отметим, что геройские Андрей Санников и Дмитрий Бондаренко, сегодня из заграницы называющие других оппозиционеров «стукачами» и «агентами», собственноручно тогда написали на имя президента ходатайства о помиловании.

Но дело не в этом. Большинство оппозиционеров остались в Беларуси и продолжили свою политическую деятельность здесь.

Санников, Бондаренко и еще несколько активистов воспользовались статусом «узник совести» и смылись в эмиграцию.

За границей им сидеть, сложа руки, не хотелось. Пойти на обычную работу? Так многие ничего делать не умеют, кроме как заниматься политиканством. А это занятие требует денег. И не обычных денег, а западных грантов. Но тех же самых грантов требует и деятельность оппозиционеров, оставшихся в Беларуси.

Классика жанра! Единство и борьба противоположностей!

Они, оппозиционеры – что внутренние, что эмигрантские – вроде как едины в ненависти к белорусской власти. Но между ними шла, идет и будет продолжаться непримиримая борьба за финансовые ресурсы американских и европейских фондов.

Так родилось удивительное явление белорусской оппозиции, когда ее лидеры из разных лагерей и структур ходят по офисам одних и тех же западных доноров и наговаривают друг на друга мыслимые и немыслимые гадости.

Эмигранты утверждают, что вся честная оппозиция вынуждена была покинуть Беларусь из-за пыток и угроз «кровавого режима». Внутри страны остались только те, кто находится «под колпаком» КГБ. Месседж: «Не давайте им денег!»

«Внутренние» оппозиционеры рассказывают тем же донорам об отрыве эмигрантов от белорусских реальностей и их постоянно падающем влиянии на общество. Месседж: «Не давайте им денег!»

Пафос и гнев «Послесловия» Андрея Санникова в адрес оппозиционных лидеров и активистов, организовавших празднование 100-летия БНР, – из этой банальной истории.

Денег на белорусских политэмигрантов Западу хочется тратить все меньше и меньше. Политэмигранты это прекрасно понимают. Вот и выдают себя за ум, честь и совесть всей оппозиции, а своих грантовых конкурентов – за стукачей и агентов. Кушать-то и в эмиграции хочется.

Никита ПАЛЕЦКИЙ