Наша память идет по бесланской тропе

День первый

Три дня в Северной Осетии в рамках пресс-тура для сообщества журналистов Друзья-Сябры пролетели как миг. Оказывается, что даже за столь короткий срок при умелом планировании можно успеть многое: пообщаться с осетинскими коллегами, посетить флагманы производства, увидеть достопримечательности столицы, полюбоваться красотами Куртатинского ущелья и поговорить с горожанами за жизнь. Итак, день первый….

В Городе ангелов

Примерно в километрах десяти от аэропорта Владикавказа находится мемориал «Школа N1» в Беслане. Его уже официально называют «Городом ангелов». Туда мы и направились сразу же по прибытии.

О страшной трагедии 2004 года, когда 1 сентября террористы захватили в заложники более тысячи человек, в Беларуси знают немало. Но одно дело – телесюжеты и газетные строки, и совсем другое – когда находишься непосредственно на месте трагедии, видишь слезы родственников и слушаешь душераздирающие рассказы о том, что Беслан разделил тогда жизни всех их на «До» и «После».

Из 266 могил 186 — детские. А есть здесь еще и братская могила, где покоятся фрагменты неопознанных тел. У всех значится одинаковая дата смерти — 3 сентября 2004 года.

Возле постамента – Древа скорби — лежат цветы, игрушечные машинки, нарядные куклы…. Стоят бутылочки с водой… Много-много бутылочек…. Маленьких, средних…. Их приносят сюда каждый день неслучайно. Все эти три чудовищных дня заложникам не давали пить. Изнывая от жажды, они испытывали страшные муки. Бутылочки везде: на погосте, у ограды, возле монумента…. Через полчаса мы увидим ряды пластика возле развалин некогда веселой и жужжащей школы…

1

2

Возложили цветы к монументу, а потом пошли бродить по кладбищу. Оно озарено светом, солнцем. Здесь нет привычных серых надгробий и тяжелой, обычной для таких мест, энергетики. Поистине Город ангелов. Проходя мимо рядов и глядя на красивые лица, которые смотрят на тебя с красных мраморных плит, кажется, что листаешь семейный альбом… Потом, словно отряхнувшись от наваждения, понимаешь, что не на уютном диванчике дома, а на печальном погосте и никто из тех, кем любовался пару секунд назад, не захочет вернуться обратно, назад, в этот жестокий мир.

Родные и близкие, приходя сюда, разговаривают с ушедшими как с живыми, и молят Бога, чтобы их душам леталось там легко и беззаботно.

3

Индира Кодзасова, заместитель главного редактора еженедельника «Аргументы и факты», сопровождающая нас в поездке, показала домик, в котором живет сторож кладбища, его еще называют смотрителем «Города ангелов». Зовут его Касполат Рамонов. Он пришел сюда хоронить свою старшую дочь и остался. Касполат знает наизусть все имена, все дни рождения каждого, кто тут лежит.

4

5

На этом месте будет построен Храм бесланских младенцев. Сейчас идет сбор средств.

6

И вот мы в той самой школе, если, конечно, эти руины и построенный над спортивным залом саркофаг можно теперь назвать этим словом. Выбитые стекла, следы от снарядов и пуль, плакаты и трогательные надписи на стенах производят сильнейшее впечатление.

Как могли здесь вместиться более тысячи человек? О чем думали и что говорили люди в роковые минуты? Наверно, верили в спасение. Несмотря на то, что боевики говорили, что они никому не нужны, что никто ими не занимается.

Индира рассказала, что после такой утраты некоторые семьи не решились больше рожать детей…Видимо, боль утраты была слишком велика… Одни вообще уехали подальше от этих мест, другие не смогли оторваться от земли, в которой лежит родное дитя.

Кто-то из белорусов неожиданно произносит слово «Хатынь». И в памяти всплывают незабвенные строки: «Людзі добрыя, памятайце: мы любілі жыццё, і Радзіму нашу, і вас, дарагія…»

7 8 9

Когда я ходила от стены к стене, слух неожиданно уловил негромкие звуки. То ли вой, то ли плач. Причем это продолжалось пока оттуда не вышла. Я даже подошла к коллеге и спросила, слышит ли что-либо она… Та в ответ отрицательно покачала головой. До сих пор не поняла природу этих  необычных ощущений: излишняя впечатлительность? Потусторонние шумы? Мистические помехи?

А вот в этом дворике школы расстреливали мужчин:

10

Сентябрьские жуткие три дня 2004-го Осетия никогда не забудет. Поэтому местные жители полагают, что школа должна оставаться такой, какая есть. Как память, пусть даже очень жестокая, но необходимая…

Возможно, подобное напоминание о тех драматичных днях кого-то убережет от ошибок и сделает чье-то сердце мягче, умиротворит нравы.

После бесланской трагедии журналисты и военные аналитики прогнозировали виток войны на Кавказе. На религиозной и национальной почве. К счастью, этого не случилось. Некоторые верят, что это родные ангелы берегут их покой и дома.

«Владикавказ» со значением «владей Кавказом»

Во второй половине дня, после заселения в отель,  отправились на пешеходную экскурсию по историческому центру города.

11

12

Точка отсчета — приветливый отель «Владикавказ»:

13

Терек-река не так глубока, но пейзаж, согласитесь, изумительный:

14

Несмотря на то, что большинство населения Северной Осетии христиане, к другим религиям здесь относятся толерантно. Точнее уважительно. Гуляя по Набережной, нельзя не заметить красивейшую суннитскую мечеть, элегантно присевшую на берегу Терека.

Нас пустили туда внутрь, на второй этаж. Только пришлось снять обувь… Обитательницы  архитектурного шедевра рассказали о том, что здание строилось в начале 20-го века на деньги азербайджанского мецената. По легенде миллионер  построил его в честь своей любимой, обворожительной и красивой осетинской девушки.

15

У нас в Минске еще прохладно, а во Владивостоке весна в разгаре:

16

Северо-Осетинский Республиканский Художественный Музей им. М. Туганова расположен в самом центре города, в здании старой постройки в стиле модерн. Декоративная лепнина, расписные плафоны, зимний сад с фонтаном – ходи и любуйся задумками дизайнеров. Это драгоценная жемчужина раньше была старым купеческим домом. Его отреставрировали и придали торжественный вид.

В музее проходят постоянные выставки осетинских художников и просветителей.

17

А вот какое оранжевое транспортное солнышко катается по городу:

18

Идешь-идешь-идешь по улице Мира, а потом упираешься…в гору Главного Кавказского хребта:

19

Вечером мы увидели осетинские танцы. Пластичные движения передают особое душевное состояние влюбленных.

Местные журналисты объяснили, что народные танцы делятся на мужские и женские партии. При этом плавность движений характерна для обоих партнёров.

А вот мужчины могут позволить себе резкие развороты, прыжки, неожиданные проходы. Наверно, в этом заключена какая-то особая мудрость, проецируемая на семейно-бытовые отношения. Если мужчине разрешено быть порывистым, как ураган, то женщина должна по возможности всегда оставаться спокойной и грациозной, как лань.

20

А еще в этот вечер мы услышали кавказские барабаны доули. Если вы в плохом настроении или чем-то подавлены, пару минут такой музыки, поднимут ваш дух, вдохновят, подбодрят и вернут к жизни.

Продолжение следует.

Елена Еловик