Венгрия: урок для ЕС

Виктору Орбану удалось то же, что и Ангеле Меркель: после прошедших в воскресенье всеобщих парламентских выборов он становится премьер–министром в четвертый раз (третий раз подряд). Но это, пожалуй, единственное общее, что у них есть.

В отличие от Ангелы Меркель, потерявшей много голосов, а потому ослабленной, Орбан стал триумфатором, получив почти половину голосов всех избирателей и конституционное большинство в парламенте (133 места из 199). Он может провести в жизнь любую идею, включая изменения в Конституцию, а Ангела Меркель связана по рукам и ногам. Эксперты отмечают: Венгрия практически пришла к однопартийному государству, и это — несомненная пощечина ЕС, которую организации придется не только снести, но и поздравить победителя.

Явка была близка к рекорду: 68,13%. Накануне выборов Габор Вона, лидер до сих пор крайне правой, но все более дрейфующей к центру партии «Йоббик», обещал, что явка в 70% наверняка скинет правительство Орбана. В результате со своего партийного поста уходит сам Вона, несмотря на то, что его партия набрала почти 20% голосов и получила 26 мест в парламенте, став второй политической силой в стране. Но для «Йоббика» это все равно поражение: «Высокая явка отбросила всякие сомнения в победе», — заявил триумфатор Орбан, еще раз доказавший свою способность не только перенимать эффективные лозунги и идеи оппозиции, но и оборачивать их в свою пользу.

Три года назад, когда Габор Вона и «Йоббик» казались фаворитами, собирая материалы для проекта «Без железного занавеса», я встречалась с Воной и спрашивала: а не думаете ли вы, что Орбан вас обыграет — возьмет на вооружение антимиграционные лозунги? Тогда Вона был ой как уверен в себе и своем политическом будущем. Сегодня он уходит в отставку, его партия дрейфует к центру, а вся победная избирательная кампания Виктора Орбана и ФИДЕС строилась именно на антимиграционной политике. Ну и кто в Венгрии самый дальновидный политик? И он наверняка это еще не раз докажет.

Результаты выборов показали: сельская и провинциальная Венгрия за Орбана, столица в сомнениях, а молодежь, кажется, против. Кстати, недавно переизбранный президент Чехии Милош Земан, за которого голосует провинция, но которому противостоит столица, назвал это явление «провинциальная пивная против столичного кафе». И хотя пиво в Венгрии совсем не в такой чести, как в Чехии — ему предпочитают крепкую палинку, — идея та же. Столицы всегда более либеральны, чем провинции, и даже почти всемогущий Виктор Орбан изменить это не может. А за молодежь, которая последние несколько лет была основной избирательной базой «Йоббика», конечно, поборется. Подождем нового состава правительства. Наверняка там будут молодые министры.

Победа Виктора Орбана и его ФИДЕС — пощечина ЕС. Хотя и не первая. Практически все недавно прошедшие в Европе выборы показывают рост правых настроений. Так было и в Германии, и в Италии, но получить пощечину от бывшего «коммунистического» государства особенно неприятно. Кстати, Орбана и Качиньского некоторые западные обозреватели уже называют «новыми коммунистами».

Орбану удался почти невероятный трюк: в стране, где в отличие от тех же Германии и Италии практически нет мигрантов, он выстроил избирательную кампанию именно вокруг них. Обещание снизить подоходный налог и добиться дальнейшего роста экономики почти затерялось на втором плане. Мигрантов оказалось достаточно. Потому что Европа становится другой, и Ангела Меркель сыграла в этом немалую роль.

Инесса Плескачевская, «СБ. Беларусь сегодня»