Каратель

Нацистский палач Оскар Дирлевангер чинил на белорусской земле невероятные зверства

Любое преступление является следствием нравов своего времени. А в личности убийцы как в кривом зеркале отражаются пороки поколения, сословия, класса. Трагедия Хатыни здесь не исключение. Не зря поэтому она до сих пор привлекает внимание историков, публицистов, писателей, простых людей. В портретах палачей этой уничтоженной белорусской деревни проявился весь ужас оккупационного режима, всего общественного устройства, созданного нацистами. Среди кровавого сборища карателей, орудовавших тогда на нашей земле, всех этих фон дер бахов, готтбергов, каминских, особое место принадлежит Оскару Паулю Дирлевангеру. Он был, можно сказать, дипломированным палачом…

Oskar Dirlewanger

С самой известной сохранившейся фотографии, сделанной в 1944 году, на нас смотрит субъект лет 60 — 70. А на тот момент Оскару Дирлевангеру как раз исполнилось всего–то 49. Он в униформе оберфюрера СС. О таких говорят: человек с лицом прирожденного убийцы. Большинство оценок Дирлевангера сводятся именно к таким определениям: психопат, насильник, некрофил, садист, даже «самый злой человек в СС». В запутанной иерархии нацизма ему была уготована роль экзекутора для грязной работы — не более того. Сами наци, многие эсэсовские бонзы и генералы вермахта относились к нему с нескрываемым омерзением. Но это было такое двуличное чистоплюйство. Дирлевангеру беспрепятственно позволяли творить любые преступления «в интересах pейха». Его биография переполнена самыми жуткими подробностями и громкими скандалами. Да и финал был уготован такой, о котором обычно просят для убийц родственники жертв.

Пес войны

Жизненный путь Дирлевангера как у «образцового» наци. Родился в семье мелкого лавочника в Вюрцбурге, самом сердце Германии. Молодой ветеран Первой мировой. Гитлер и его приверженцы вообще не очень любили стариков: какой от них прок, ведь их нельзя поставить под ружье. Нация — это сила, а сила у молодых! Участие в боях великой войны ценилось особо — таким образом человек доказывал свою преданность Германии, как бы присоединялся к особому братству. А Дирлевангер стал настоящим «псом войны». Он был четыре раза ранен. В результате пулевого ранения в голову серьезные повреждения получил мозг. Командование оценило рвение и наградило раненого солдата Железным крестом обеих степеней. Но не надо спешить списывать всю историю его кровавых преступлений только на полученное ранение. Социальная среда играла куда более важную роль. Подобные «взбесившиеся мелкие буржуа» составляли основу фашистского движения в любой стране.

Межвоенная Германия представляла собой типичную картину побежденной страны. Жизнь в ней бурила, переполненная бесчисленными политическими интригами и заговорами, финансовыми спекуляциями, выбрасывая на поверхность соответствующих личностей. Дирлевангер был здесь как рыба в воде. Он вступает в фрайкор — добровольческое формирование, созданное из ветеранов войны для борьбы с революционерами и сторонниками левых идей. Началась кочевая жизнь по городам Германии под началом разных командиров, которые учиняли жестокие расправы над своими противниками. Бои порой принимали весьма ожесточенный характер. В Саксонии, например, в 1921 году Дирлевангер командовал целым бронепоездом. Затем он учится в Высшей технической школе в Манхейме, изгоняется оттуда за антисемитские взгляды. Вообще, его будут исключать не только из университетов, но и из НСДАП. Необузданный и вспыльчивый инвалид войны плохо уживался в любом коллективе. Дирлевангер не сдавался и в 27 лет защитил докторскую диссертацию (аналог нашей дипломной работы) по экономической тематике. Он еще переживет разбирательство по поводу авторства и ценности данной работы. Но подобные злоключения Оскара никогда не смущали. В том же году он присоединился к нацистскому движению, где благодаря своим военным и фрайкоровским «подвигам» стал числиться старым бойцом партии. А главное — он познакомился с Готтлобом Бергером, близким ему по духу человеком, в будущем одним из руководителей СС, ставшим для Дирлевангера «крестным отцом» и покровителем.

Психопат и мошенник

Несколько лет доктор Дирлевангер посвятил работе в различных коммерческих структурах. Там он отметился многочисленными финансовыми махинациями. Правда, с идейным уклоном — владельцами его предприятий были евреи, а украденные деньги он направлял на поддержку местных штурмовых отрядов.

После прихода Гитлера к власти преданный член партии получил руководящую должность на бирже труда в вюртембергском Хайльбронне. Но не этого требовала душа старого вояки и смутьяна. Бюрократия и сидение в кабинете были не его стихией. Что он только не вытворял! Неуемное пьянство было самым невинным проступком Дирлевангера. До поры до времени на эти «шалости» закрывали глаза. Когда же ему предъявили обвинение в изнасиловании тринадцатилетней девочки, партия вынуждена была вмешаться. К тому же имелись серьезные подозрения, что преступный эпизод отнюдь не являлся единственным. «Старый боец» был исключен из партии, лишен докторской степени, звания почетного гражданина Зангерхаузена (того самого саксонского города, где он отличился в качестве командира бронепоезда). Вдобавок Дирлевангер отправился на два года в тюрьму.

Выйдя на свободу, он пытался оправдаться, но партийцы, боровшиеся тогда за чистоту своих рядов, изрядно загаженных всякого рода криминальными и откровенно психопатическими личностями, отправили бывшего соратника в концлагерь. И тут судьба повернулась к Оскару лицом, точнее, физиономией Бергера. К тому времени он стал начальником штаба рейхсфюрера СС и отправил незадачливого приятеля от греха подальше повоевать в Испанию на стороне националистов генерала Франко. Здесь Дирлевангер развернулся вовсю. Да и сама эта война, не знавшая никаких законов и отличавшаяся изуверской жестокостью, давала ему возможности выплеснуть свою дьявольскую энергию.

Командир «браконьеров»

 «Подвиги» во благо рейха не были забыты, и в апреле 1940 года педофильское дело Дирлевангера пересмотрели. Его оправдали, восстановили в партии, даже вернули докторское звание. Более того, уголовный опыт доктора Оскара решили использовать по назначению. Среди всей массы немецких заключенных были «идейно и социально близкие элементы». Почему же они должны отсиживаться в тюрьмах? Очевидно, таким вопросом озадачился лично Гиммлер, когда поручил новоиспеченному оберштурмфюреру СС (аналог старшего лейтенанта) Дирлевангеру сформировать «браконьерскую команду «Ораниенбург». Наступил его звездный час.

Дирлевангер был не столько командиром, сколько узаконенным паханом для своих подчиненных, со многими из которых ему пришлось вместе делить тюремную пайку. Он полностью распоряжался их жизнью и смертью. В подразделении процветали садистские наказания. За различные проступки бойцов пороли — можно было схлопотать от 25 до 100 ударов палкой, запирали на несколько суток в «гроб Дирлевангера» — специальный узкий ящик. Нацистам для их политики на оккупированных территориях как раз и требовалась подобная ополоумевшая зондеркоманда.

Преступный путь личной армии Дирлевангера начался в Польше. Местные патриоты не смирились с захватом своей родины, и во вновь образованном «генерал–губернаторстве» развернулась подпольная антифашистская борьба. Для противодействия подпольщикам в Люблин направили «браконьеров». Мы сейчас не будем описывать всех ужасов, которые вытворяли лично Дирлевангер и его подручные. Любопытный читатель может легко найти эти сведения. Там было все: и изощренные пытки, и массовые изнасилования, и грабежи. О степени творившегося варварства говорит тот факт, что эсэсовское руководство вынуждено было завести по выявленным эпизодам сразу несколько уголовных дел! И хотя сам зондерфюрер считал подобное разбирательство «комичным», он угодил за решетку. В то время нацисты еще не совсем были готовы к подобным откровенным садистским оргиям.

Палач

И опять вмешался Бергер, походатайствовавший за своего протеже. А начавшаяся война с Советским Союзом убрала всякие ограничения для низменных инстинктов Дирлевангера.

«То, что может произойти с русским или чехом, меня абсолютно не интересует. Будут ли они живы или умрут с голоду, как скоты, — для меня это имеет значение только в том смысле, что лица, принадлежащие к этим национальностям, будут нам нужны в качестве рабов» — это лишь одна из целой серии человеконенавистнических цитат, принадлежащих лично Гиммлеру.

У рейхсфюрера СС их наберется с небольшую коричневую брошюрку. Стоит ли удивляться, что Дирлевангеру, его подчиненному, отныне все сходило с рук?

На оккупированной советской территории зондеркоманда Дирлевангера постоянно растет: сначала батальон расширяют до полка, затем преобразуют в бригаду. А в феврале 1945 года на ее базе создают 36–ю гренадерскую дивизию СС. И не простую, а именную — «Дирлевангер». Редкая честь! Эсэсовские дивизии называли обычно именами каких–либо исторических героев либо павших нацистов, встречались и географические названия по месту формирования. Например, 1–я танковая дивизия СС получила наименование не столько в честь самого Адольфа Гитлера, сколько его лейбштандарта — подразделения личной охраны. Другую окрестили не именем Гиммлера, а по его должности — «Рейхсфюрер СС». И только Герман Геринг имел собственное именное соединение в виде дивизии в составе люфтваффе. А тут прямо и незамысловато — Дирлевангер. Вот тебе и презираемый садист–пария! Сам Дирлевангер продвинулся по службе аж до оберфюрера (что–то вроде бригадного генерала). Расширялась и «специализация» немецких преступников, которых позволялось вербовать. К «браконьерам» добавились мелкие воришки, насильники, другой сброд. Так сформировался штат целой «штрафной армии». А еще в январе 1942 года Дирлевангеру позволили пополнять свою часть за счет местного населения.

skaramanga-1972.livejournal.com

Вот эта сборная солянка отметилась на нашей земле невероятными зверствами. Почти ни одна крупная карательная операция нацистов (а их только в Беларуси было проведено около 140) не обходилась без подопечных Дирлевангера. Невозможно читать без содрогания сохранившиеся отчеты палачей! Соединение цинизма и холодности закоренелых офисных клерков. И каждый раз убийства они оправдывали «борьбой с бандитами». Вот только среди последних почему–то оказывались грудные дети, женщины, старики. Во многих экзекуциях зондерфюрер принимал участие лично. Не брезговал ни пытками, ни массовыми казнями.

Зловещую роль зондербатальон СС «Дирлевангер» сыграл в трагедии Хатыни. Сам командир отметиться там не успел. Но для его карателей акция была обычным, заурядным мероприятием. Многие из них, задержанные после войны, даже не смогут вспомнить ни названия деревни, ни каких–либо характерных подробностей. В их памяти все преступления смешались в одну кровавую кашу. Сейчас мы доподлинно знаем, что в уничтожении Хатыни принимали участие немецкая рота и украинский взвод из состава зондербатальона. Приведем всего две цитаты из показаний дирлевангеровцев:

Из протокола допроса М.В.Майданова:

Из Логойска на карательные операции мы выезжали во многие населенные пункты, где уничтожали людей, сжигали деревни, грабили имущество, делали прочески леса с целью обнаружения и уничтожения партизан. Ездили мы из Логойска для осуществления указанных действий как на близкое расстояние, так и в определенные места».

Из протокола допроса Ф.Ф.Граборовского:

«Когда все жители деревни Хатынь были согнаны к сараю, их начали загонять в сарай, затем по приказу немцев расстреляли в этом сарае. Я тогда был вооружен винтовкой, тоже стрелял из нее по сараю с людьми. Расстреляв граждан в сарае, сарай с трупами и всю деревню Хатынь сожгли».

Хозяин обезьянки

Правда, доводилось бригаде Дирлевангера участвовать и в настоящих боях. Так, они пытались задушить Борисовско–Бегомльскую партизанскую зону, являлись ударной силой при подавлении Варшавского восстания, сражались против словацких повстанцев. В столице Польши «браконьеры» опять отличились бесчеловечными преступлениями. За эти зверства в сентябре 1944 года его удостоили Рыцарского креста Железного креста, высшего ордена Третьего рейха, вручавшегося как признание особой храбрости награждаемого. Да уж, в организации пыток и массовых казней новоиспеченный кавалер проявлял редкое хладнокровие. А вот в прямых боестолкновениях войско Дирлевангера несло огромные потери. И здесь командир оказывался плечом к плечу со своими бойцами, бросаясь в самую гущу боя. Только вот реальных военных навыков, выучки карателям явно не хватало. Издеваться над беззащитным мирным населением у них выходило куда как мастеровитее.

К концу войны Дирлевангер окончательно деградировал, превратившись в законченного психопата. По воспоминаниям, его неизменной спутницей была маленькая обезьянка, ставшая талисманом «штрафников». Он не был способен к эффективному командованию на передовой, и еще в конце 1944 года бригаду принял бригадефюрер СС Фриц Шмедес. Но смена командира не изменила характера действий. Везде, где появлялись бывшие «штрафники», неизменно страдало местное население. Окончательно дивизия Дирлевангера была разгромлена в ходе боев в Венгрии, а затем в Силезии. От отдельных полков тогда осталось всего по нескольку десятков человек.

Поразительно, но сам Дирлевангер вполне мог улизнуть от наказания. Тот же Шмедес сбежал из лагеря для военнопленных и затем следы его затерялись. Неизменный покровитель Дирлевангера обергруппенфюрер СС Бергер провел в заключении всего шесть с половиной лет. И спокойно дожил до 1975 года! Многие западные страны отказывались выдавать нацистских карателей СССР и другим социалистическим странам, ссылаясь на «предвзятость их спецслужб».

Оскар Дирлевангер в самом конце войны получил тяжелое ранение и находился на излечении. Он был арестован солдатами 1–й французской армии в вюртембергском городе Альтсхаузене, недалеко от тех мест, где начиналась его нацистская карьера. И тут палача настигла заслуженная кара. Охранять пленного поручили польским солдатам. Они–то и припомнили ему разгром Люблина и чудовищную расправу над Варшавой. Дальнейшие обстоятельства покрыты тайной и окружены легендами. Официально смерть обер–карателя была признана 7 июня. Но имеются достаточно веские основания утверждать, что охранники просто забили его насмерть в ночь с 4 на 5 июня. По крайней мере, труп был обнаружен с существенными физическими повреждениями. Тело было обезображено, и потом долго ходили слухи, что Дирлевангеру удалось все же благополучно исчезнуть. Но эксгумация, проведенная в 1960 году, подтвердила: земной путь этого негодяя закончился в 1945–м.

Вполне уместен вопрос: зачем сейчас, в дни скорби по сожженной 75 лет назад Хатыни, по десяткам тысяч наших соотечественников, павших жертвами масштабных нацистских карательных операций, вспоминать этого палача? Не побоюсь показаться банальным: чтобы помнили и это не повторилось. Ведь удивительно, но выходят книги, в том числе и на русском языке, где Дирлевангера называют «гением антипартизанской войны», «командиром, который наводил порядок на оккупированной территории», «боролся с бандитами». Немало таких эпитетов можно встретить и на просторах глобальной сети… Что тут скажешь?! Порядок… Поистине кладбищенский порядок! Нет, все же сколько мы будем вспоминать жертв нацистского террора и преклонять головы перед их мученическим подвигом, столько мы будем повторять и имена их палачей. И посылать проклятия. А одним из первых в этом анафемствуемом списке стоит зловещее и дьявольское имя Оскара Дирлевангера.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук