Адам Богданович стал мемуаристом Максима Горького

img_7651

В 2018 году ЮНЕСКО включила имя Максима Горького в календарь памятных дат: 28 марта всемирно известному русскому классику исполняется 150 лет.

Трудно назвать другого отечественного классика минувшего столетия, имевшего столь масштабную международную литературную славу и влияние, как Горький. Его творчество, сопоставимое с наследием таких колоссов, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский или А.П. Чехов, ознаменовало завершение классической традиции русской литературы века XIX-го и художественный поиск новых культурных форм и перспектив.

Создатель «новой драмы», наряду с Ибсеном, Стриндбергом, Гауптманом и Чеховым, автор романтических рассказов из жизни босяков и бродяг, Горький постоянно был в поисках героя своего времени. Но не только художественный талант, но также его неустанная борьба за возвращение человеку достоинства, попранного условиями существования, – то, что по сей день делает имя и личность Горького столь привлекательной в глазах соотечественников, зарубежных читателей и исследователей.

«Недостижимая добродетель альтруизма», – так охарактеризовала главную черту творчества Горького его современница Грация Деледда, итальянская писательница, Нобелевский лауреат 1926 г., автор предисловия к первому изданию сборника рассказов Горького в Италии (1901). В условиях Первой мировой войны и набиравшего силу на этом фоне национализма, он утверждал идею многоэтничности – равноправия и самобытности национальных культур. В обстановке военных лет он осуществил подлинно гуманитарную культурную акцию, инициировав и частично осуществив публикацию серии сборников национальных литератур – армянской, грузинской, еврейской, латвийской, литовской, украинской, финской, белорусской. В 1930-х годах он стал у истоков «Сорбонны литературоведения» — Института мировой литературы, научно-исследовательского центра изучения истории русской и зарубежных литератур и фольклора и в первую очередь – литератур народов России. После смерти Горького созданный в Институте мировой литературы Академии наук архив для сохранения творческого наследия писателя провел колоссальную работу по собиранию всех свидетельств о его жизни, всех документов его творчества.

Сегодня архив А.М. Горького – самый большое в мире личный писательский архив.

img_7642

Среди его материалов особое место занимает горьковский эпистолярий – деловая переписка,  переписка с друзьями и коллегами, начинающими писателями и т.д., которую по праву можно назвать  «энциклопедией русской и мировой жизни ХХ века».

В юбилейный для памяти писателя год Институт мировой литературы в Москве и Литературный музей Максима Богдановича в Минске при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства  реализуют гуманитарный проект «Горький и Богдановичи».

img_7652

Он предполагает передачу из Института мировой литературы им. А.М. Горького в Архив Литературного музея Максима Богдановича копий 314 ед. хр. документов – многостраничных писем, адресованных выдающимся деятелем науки и культуры, писателем-мемуаристом, ученым этнографом Адамом Егоровичем Богдановичем супруге, Александре Павловне Волжиной-Богданович, ее сестре, Екатерине Павловне Волжиной-Пешковой, жене Алексея Максимовича Горького, литературному секретарю А.М. Горького П.П. Крючкову, самому Максиму Горькому и ответных писем адресатов Адаму Богдановичу, – он призван на деле осуществить горьковскую идею взаимообогащения культур, развития международного научного и культурного сотрудничества, межкультурного и межнационального диалога, популяризации ценностей русской и белорусской литературы и культуры.

img_7633

В рамках совместного гуманитарного проекта при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства планируется юбилейное издание книги-альбома, включающего публикацию эпистолярия А. Е. Богдановича из Архива А.М. Горького ИМЛИ РАН, архивных материалов – воспоминаний о Максиме Горьком, сохранившихся в архиве Литературного музея Максима Богдановича и уникальных архивных фотографий из запасников Музея А.М. Горького ИМЛИ РАН.

img_7637

Историко-культурная и научная актуальность готовящегося издания обусловлена его новизной, яркостью и культурной значительностью участников переписки. К публикации предложены прежде не издававшийся эпистолярий и мемуары выдающихся деятелей культуры России и Беларуси – представителей семьи А.М. Горького и А. Е. Богдановича.

img_7631

Богданович Адам Егорович (1862-1940 – белорусский этнограф, фольклорист, историк культуры, отец Максима Богдановича, классика белорусской литературы.

Адам Богданович родился 25 марта 1862 года в местечке Холопеничи Борисовского уезда (теперь г. п. Холопеничи Крупского района), в крестьянской семье. В 1874 году закончил народное училище в Холопеничах, с 1879 по 1882 учился в Несвижской учительской семинарии, по ее окончании работал учителем в Игуменском уезде, с 1886 году – учителем в 1-м Минском приходском училище.

В 1892 году перешел на службу в Гродненское отделение Крестьянского поземельного банка. В октябре 1896 года после смерти первой жены Богданович (Мякото) Марии Афанасьевны переехал в Нижний Новгород. Работал в нижегородском отделении банка, с 1 октября 1907 года – в ярославском отделении банка.

В середине ноября 1896 года по рекомендации писателя Е. Н. Чирикова, который в то время служил в Минске, Адам Богданович знакомится с Максимом Горьким и его семьей. С М.Горьким его объединяет интерес к литературе, любовь к книге.

14 января 1897 года Адам Богданович был единственным, кто провожал М. Горького и Екатерину Павловну в Крым (для лечения писателя).

По возвращении семьи Пешковых из поездки отношения возобновились, А. Богданович был частым гостем молодоженов.

Летом 1898 года, возвращаясь  в Нижний Новгород с кумыса, Адам Богданович заезжает в Самару, где знакомится с Александрой Павловной Волжиной, сестрой Екатерины Павловны Пешковой и входит в качестве друга, а потом жениха в семью Волжиных. Ее глава — Волжина Мария Александровна (1848–1939) мать Екатерины Павловны Волжиной (Пешковой) и Александры Павловны Волжиной (Богданович) к моменту знакомства с А.Е. Богдановичем овдовела. Ее муж Волжин Павел Николаевич (? – 1896) отец Екатерины Павловны и Александры Павловны был сыном помещика, по специальности ботаник-селекционер. Получил в наследство усадьбу, содержал семенное хозяйство. В 1880 г. имение было продано с торгов в уплату долга одного из соседей, за которого Павел Николаевич поручился перед кредиторами. Волжин работал управляющим свеклосахарными плантациями. В 1889 г. он тяжело заболел, и семья переехала в Самару. Мария Александровна занималась переписыванием бумаг и шитьем белья. В 1892 г. получила место заведующей столовой для голодающих с предоставлением квартиры и бесплатных обедов из столовой.

Как и Мария Александровна, Павел Николаевич возражал против союза Екатерины Павловны и А.М. Пешкова.

Чтобы отвлечь дочь от бурного романа, родители отправили ее к родственникам в Кронштадт. Павел Николаевич умер весной 1896 г., не дождавшись возвращения дочери.

Пешкова (урожд. Волжина) Екатерина Павловна (26 июля 1876 – 26 марта 1965), родилась в г. Сумы Харьковской губернии, в доме А.Л. Родионова, деда по материнской линии. С 4 класса Катя Пешкова зарабатывала уроками. После окончания гимназии в 1895 г. работала корректором в «Самарской газете», где и познакомилась с Алексеем Максимовичем Пешковым. 30 августа 1896 г. обвенчалась с А.М. Пешковым. В 1897 г. родился сын Максим, в 1898 – дочь Катя. После рождения внучки Мария Александровна переехала в Н. Новгород и поселилась в доме Пешковых, помогала вести хозяйство и ухаживать за детьми. В конце 1903 г. семья Пешковых распалась. Алексей Максимович уехал в Петербург, начав новую жизнь с Марией Федоровной Андреевой. Развода не было; Екатерина Павловна оставалась единственной официальной женой А.М. Горького. Дружеские отношения между ними скоро восстановились и продолжались на протяжении всей жизни. Алексей Максимович сохранял свои материальные обязательства перед женой и сыном.

1

С 1907 по 1914 гг. Екатерина Павловна жила с сыном за границей, преимущественно в Париже. Посещала в Сорбонне курсы французского языка для русских и лекции по социальным наукам. Работала в организованном В.Н. Фигнер кружке помощи каторге и ссылке. После начала Первой мировой войны вернулась из Италии в Россию. Являлась влиятельным членом партии эсеров и после разгрома партии хранила ее архив до изъятия его Дзержинским. С 1914 г работала в организациях помощи раненым, в Красном Кресте. С 1917 г. была главой воссозданного в новом качестве Политического Красного Креста, получившего название Московское общество Красного Креста для помощи политическим заключенным. С 1922 г. возглавила организацию Помощи политическим заключенным, просуществовавшую до 1937 г. В последние годы жизни – консультант Архива А.М. Горького ИМЛИ им. А.М. Горького.

Волжина (в замужестве Богданович) Александра Павловна (1879–1899) – младшая сестра Екатерины Павловны. Познакомилась с Адамом Егоровичем Богдановичем, близким другом семьи Пешковых. В конце декабря 1898 г. вышла за него замуж. В ноябре 1899 года, через два дня после рождения ребенка, Александра Павловна Богданович скончалась в возрасте 19 лет. Мальчик, названный в память матери, Александром, Шуриком (Шурой родные звали Александру Павловну), рос в семье Пешковых. Его воспитание взяла на себя Екатерина Павловна. В марте 1902 г. ребенок умер от инфекционного заболевания.

2

А.Е. Богданович автор мемуаров «Из жизни Алексея Максимовича Пешкова (Максима Горького). Воспоминания. Нижегородский период (1896–1904)». Воспоминания о М.Горьком дополняют такие материалы, как «Клочки воспоминаний о Максиме Горьком», «В последние годы. Странички из жизни А. М. Горького», «М. Горький и Ф. И. Шаляпин в Нижнем. Отрывок из воспоминаний», «Странички из жизни Алексея Максимовича Пешкова / Горького» и т. д., которые хранятся в фондах Литературного музея Максима Богдановича в Минске и планируются к изданию в рамках проекта.

3

Переписка Адама Егоровича с будущей женой,Александрой Павловной Волжиной, – хранилась в личном архиве Пешковой, вошедшем в основной фонд Архива Горького. 58 писем (58 ед. хр.) А.Е. Богдановича (май – декабрь 1898) и 53 (53 ед. хр.) письма А.П. Волжиной (май 1898 – июль 1899), ранее не публиковавшиеся, переданы Е.П. Пешковой из семейного архива Павлом Адамовичем Богдановичем. 98 писем  (112 ед.хр. )Богдановича к Екатерине Павловне Пешковой, написанных в период 1900–1940 гг., рассказывают о неизменной дружбе, связывавшей их в течение многих лет. Многолетняя переписка А. Е. Богдановича и А.М. Горького охватывает период с 1925 г. по 1936 г. – год смерти А.М. Горького – общим числом 51 письмо (61 ед. хр.) Письма Богдановича к Горькому и Крючкову (29 писем – 29 ед. хр., 1930-1937) никогда прежде не публиковались, служа источником для комментариев писем А.М. Горького в издаваемом в ИМЛИ РАН собрании сочинений писателя.

Культурная и познавательная ценность публикуемого эпистолярия определяется его нетривиальным содержанием. Так переписка юной Александры с женихом, который был старше его на 18 лет, приоткрывает глубоко личные, доступные некогда только двоим влюбленным тайны сердечных радостных переживаний, мучительных тревог, восторженных надежд и ожиданий. Имевший опыт семейной жизни, познавший всю полноту счастья общения с любимой женщиной, Богданович столкнулся с целомудренно чистым, детски невинным представлением о любви 18-летней девушки. Увлеченная красотой, умом и талантами взрослого мужчины она не была готова к браку и узнавала и готовила себя к нему в многостраничной исповедальной переписке с любимым. «Я люблю тебя всю, твою душу, но и тело, понимаешь ли, солнышко? Ты для меня единая и неразделимая. О. если бы ты так меня любила!.. Солнышко, ведь я плакал над твоим письмом, плакал, говорю это не стыдясь. <…> солнышко, я не хочу ангельской любви, когда мы будем ангелами, мы будем любить по-ангельски, а теперь я человеческое существо и душой и телом, и желаю любви настоящей, человеческой, а не какой-то благочестивой фальсификации» — писал А. Богданович любимой 2 июня 1898 г. из  Нижнего Новгорода в Саратов.

В письмах к Горькому 1920-х годов заметны не зажившие следы мучительной раны от потери сына: «Сейчас по поводу одной жертвы – моего Максима – сейчас делаю скучнейшее дело, выписываю его статьи из ярославского «Голоса» для Института белорусской литературы. Работа гробокопательская. Между прочим, Максим в 13-14 лет писал Вам и, кажется, послал Вам книжку своих стихов. Не сохранились ли у Вас его письма?… Белорусы были бы весьма обрадованы».

Переписка с Горьким 1930-х годов, после возращения писателя из Италии в Москву, иного тона. Статус организатора советской литературы, разрекламированная прессой близость Горького к власти накладывают отпечаток на стилистику писем Богдановича к другу. Они приобретают более официальный и неизбежно просительный оттенок. Одно из писем, от 24 июня 1931 г. уточняет дату ареста А. Богдановича в Ярославле: «среди других музейцев был арестован и привлечен к следствию местным отделом ГПУ. <…> я попал в общую массу интеллигенции, заподозренной в своей доброкачественности», однако стараниями Горького Богданович был вскоре освобожден.

С момента ареста и освобождения положение Богдановича предельно усложняется. Не достает денег, пропитания, нет дров, нет возможности публиковать труды. Переписка показывает, что в течение шести последних лет своей жизни Горький регулярно перечислял через П.П. Крючкова по 300-400 рублей из личных средств.

Будучи старше Горького на 6 лет, 8 марта 1936 года, поздравляя писателя с 68-летием, Богданович просит, убежденный в том, что скоро умрет, а Горький будет здравствовать, чтобы тот позаботился о сохранении своего научного наследия: «не дайте погибнуть без следа этим моим трудам».

Однако судьба распорядилась иначе. Богданович пережил друга на четыре года, и стал его мемуаристом, собирателем бесценных крупиц памяти о том, кого Ромен Роллан назвал великим тружеником, принявшимся за работу еще до зари.

Готовящийся к изданию совместный российско-белорусский труд не ограничится публикацией эпистолярия. В планах издания – представление читателю недавно выявленных воспоминаний о встречах с А. Е. Богдановичем в 1920-х гг. на краеведческих съездах в Рыбинске, запечатлевшие его портрет и образ его мыслей о культурной общности и духовном родстве России и Беларуси: «Белорусы –, говорил Богданович, —  особая ветвь – русаны, как и украинцы. У нас общее историческое прошлое, трудно разделимое. Великая русская культура оттого великая, что у нее было три крепкие корня. Гоголь, Достоевский уходят корнями вглубь Украины и Белоруссии, точнее Литвы. Пушкин – он тоже наш, потому что вся русская культура – создание трех народов, в том числе и нашего. <…> У меня, у белоруса, была родиной вся Россия и родной ярославский край».

Инна Ткачук