Аляксандр Шпакоўскі и ОНТ

Друзья, был вчера на телевидение. Думаю, это сейчас самая популярная передача страны. Ток-шоу «Наша Жизнь» на ОНТ. Это проект, который появился вместо программы «Дело Принципа» с Вадимом Гигиным. При этом, я не участвовал в эфирах ТВ без малого год. Это было сознательное решение и без всякого злого умысла. Дело в том, что на настоящем этапе излишняя публичность мне абсолютно не нужна. Я не политик и не нуждаюсь в овациях.

Но в случае этой передачи тема была особенной. Наркотики. Вопросы законодательства. В своё время Беларусь пошла по пути жёсткого преследования всех проявлений наркотизации и нам удалось купировать угрозу, которая на определенном этапе стала номер 1.

Я напомню, что ещё несколько лет назад понятие «легальный наркотик» под собирательным названием «спайсы» было реальностью, а отдельные дельцы зарабатывали до 100 тысяч долларов в день, умудрившись коррумпировать даже некоторых оперативников.

Сейчас в Беларуси запрещены 98% от всех известных в мире наркотиков. Если в 2013 -2014 годах было зафиксировано 146 смертей и суицидов, вследствие отравления наркотическими веществами, то в последние годы этот показатель равен нулю. Показатели наркотизации на 100 человек населения в Беларуси также ниже чем в ЕС и чем у всех соседних стран. Уличной торговли наркотиками в Беларуси не существует в принципе. Зарубежные правоохранительные органы признают белорусский подход самым эффективным.

Я был одним из тех, кто активно лоббировал т.н. «антинаркотический» Декрет Президента, который является краеугольным камнем отечественной политики по противодействию незаконному обороту наркотиков. .И я этим горжусь. Возможно, это главное, что я сделал в своей жизни.

Естественно, когда лес рубят, то летят щепки. В основе документа находится максимально жёсткий подход к распространителям наркотических веществ. Сейчас в исправительных учреждениях Беларуси содержится 92 несовершеннолетних заключённых, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Понятно, что большинство из не были наркобаронами, а были лишь вовлечены на рядовых ролях в сети распространения. В преступной среде считается, что срок «жизни» такого горе- дилера (закладчика) месяц — два. Но срок впоследствии они получают серьезный. По 8-10 лет с правом на УДО по отбытию 2/3 наказания.

Думаю, что здесь закон можно смягчить и позволить несовершеннолетним, совершим преступление впервые, положительно характеризующихся администрацией исправительных учреждений, освобождаться условно-досрочно раньше. Кроме того, Верховному Суду необходимо конкретизировать определение «сбыт» так, чтобы по 8-10 лет не получали мелкие сошки.

С родителями осуждённых стоит вести диалог. Я лично сопровождаю дело одной такой мамы. Это хорошие, наши белорусские люди, которые попали в беду. Они осознают, что их дети виновны, но просят государство о снисхождении. Я думаю это возможно путем некоторой корректировки законодательства, без отказа от общих подходов.

Этих людей нельзя отдавать в объятия «сьвядомага кола», которое как обычно в своих политических целях не гнушается использовать материнские слезы.

Кроме того, мы не оставили без внимания разного рода «легализаторов», которые сейчас активно рекламируют свою деятельность в интернете, проводят какие-то «акции». Понятно, что на это дело пошли иностранные деньги, источники финансирования и цели известны. Только желаемого у них и их спонсоров достичь не получится. В ответ будет не «легалайз», а конкретные меры за пропаганду наркопотребления.

ФВ