Свобода слова заканчивается там, где начинается нарушение законодательства

Мининформ заблокировал оппозиционный сайт «Хартия-97», который на протяжении двадцати лет работал без никаких проблем. Согласен с мнением тех, кто написал на форумах о том, что в Беларуси закрыли зомбосайт для тех, кто ненавидит ни белорусов, ни белорусское. Для получения разносторонней информации и изучения различных мнений в Беларуси существует немало самых  разных, в том числе и именуемых себя независимыми, Интернет-сайтов. Гораздо конструктивнее и порядочнее, нежели данная «обитель ненависти».

Хартия давно нарывалась: она не просто собирала разные мнения и вела дискуссию, а не раз призывала «несогласных» выходить на митинг, устраивать «плошчу». Там были налицо призывы к свержению государственного строя, а это уже, извините, нечто совершенно далекое от журналистики и очень близкое к Уголовному кодексу. Ну а законы о СМИ, о массовых мероприятиях вообще для руководителей сайта, похоже, не существовали.

Они будто бы провоцировали власти, при каждом удобном случае вопя «рэжым», «знявага», нарушение свободы слова, тирания и т.д.

Пожалуй, это был самый однобокий сайт в стране, далекий и от принципов журналистки и от самой журналистики. Негативные, часто фейковые новости заполонили все материалы. Воистину как страшен мир для тех, кто страшен!

Недаром в народе их прозвали «Брехартия». Им не нравилось ничего что делала власть. Хартия поливала грязью всех и вся в своей стране, весьма своеобразно понимая принципы демократической прессы. Зато что бы ни выкинула Европа или США – сразу же уря, уря, уря!

Сам не раз пытался посылать комментарии на сайт, в поддержку власти и Александра Лукашенко, но там их блокировали. Всегда! Цензура была жесточайшая! Публиковались только мнение, которые разделяла сама главный редактор Радина. Между тем, комментарии, оскорбляющих белорусов как нацию, руководителя страны всегда занимали свое «почётное» место. Если кто-то по-иному видел перспективы развитие страны – тут же навешивали оскорбительный ярлык, забывая о том, что для журналистики наличие альтернативного мнения это такая же необходимость, как для стула четыре ноги.

У читателя складывалась довольно искажённая и карикатурная картинка действительности. Якобы в стране все накалено, по улицам шастают толпы недовольных и вот-вот грянет гром. Им не приходило в голову, что мир на самом деле гораздо шире, добрее, интереснее, веселее нежели четырехметровая кухонька их пропагандистской площадки.

Не случайно, что решение Мининформа о блокировке сайта некоторые завсегдатаи оппозиционных ресурсов… охотно поддержали. Беспокойный блогер Антон Мотолько написал в твиттере: «Неужели добрались до помойки Радиной?».

Анализируя контент сайта, вы, к примеру, не найдете упоминания в текстах о кампании «Говори правду». По той причине, что Хартия решила, что эти ребята вовсе не оппозиционеры, а «прислужники режима», «агенты КГБ»,  значит, их не должно быть в политическом поле. И не было… Несмотря на то, что Татьяна Короткевич  из ГП — первая женщина  в  кандидаты Президенты РБ за историю страны. В 2015 году ее выдвинула в качестве кандидата на президентские выборы оппозиционная коалиция «Народный референдум». В ее составе, помимо «Говори правду», были движения «За свободу», БНФ и Белорусская социал-демократическая партия «Грамада».

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» главный редактор сайта Наталья Радина сделала громкое заявление:

«Мы обращаемся ко всем своим партнерам и в международные правозащитные организации, в ОБСЕ, в «Комитет защиты журналистов», к «Репортерам без границ», в МИДы европейских государств, к европейским политикам и гражданам всего мира, мы призываем к солидарности с нами, призываем давить на белорусские власти, чтобы они прекратили уничтожение свободы слова в Беларуси. Мы будем добиваться введения санкций за это», — сказала она.

Демократично однако. «Давить» – это по-радински! Интересно было бы узнать, что именно понимает Радина под свободой слова. Свободу обливать грязью, уничтожать человеческое достоинство и действовать по принципу «есть два мнения: одно мое — другое глупое»?

Я — против преобладания розовых красок в материалах журналистов, против того, чтобы маскировать недостатки и разговаривать на сервильном языке. Допускаю в публикациях нешуточный накал страстей. Но одно дело конструктивная критика, а другое — гневные эпатажные посты с пеной у рта. Навешивание ярлыков и передергивание фактов. Вырывание цитат из контекста и придания таким образом другого смысла. Это явный признак непрофессионализма и  предвзятости.

Русофобия на сайте зашкаливала. Словно мантру, тамошние журналисты по поводу и без повода повторяли: «Путин, Путин, Путин…» Как в том стихотворении: «Кошка бросила котят — это Путин виноват».

На днях во время прямой телефонной линии с руководством Министерства информации, журналисты «Нашей нивы» задали вопрос по поводу дальнейшей судьбы Хартии:

«Имеет ли блокировка окончательный характер, или этот сайт может быть разблокирован, если он исправит те нарушения, которые нашло министерство?», — спросили они руководства Мининформа.

«Если они будут соблюдать законодательство Республики Беларусь, то возможно. Но я так думаю, бизнес-модель, которую избирает Хартия-97, не позволит им выполнять законодательство. Но это мое мнение, все может быть», — ответил первый заместитель министра информации Игорь Луцкий.

Руслан Забавный

 Тех, кто гадит, не впускать в дом!

 В последнем выпуске «Клуба редакторов» на «Беларусь-1» обсудили новость о закрытии «Хартии». Вот что думают по этому поводу руководители авторитетных СМИ Беларуси:

Геннадий Давыдько, председатель БТРК:

— Моя точка зрения простая: если к вам раз пять, шесть, семь приходит иностранец в гости и гадит на ковре, то вы имеете право в десятый раз его просто не пустить в дом. Примерно так я отношусь к этому мероприятию.

Дмитрий Жук, гендиректор БЕЛТА:

— Сегодня в мире сложилась парадоксальная ситуация, когда защита свободы слова защищает фейки, ложь и всякую непотребщину, которая идет на разрушение общества. Я считаю, что вот эта защита свободы слова должна заканчиваться там, где начинается нарушение законодательства — уголовного, административного и так далее. Поэтому это решение давно назревало и в итоге было принято. Сегодня будут обсуждать, будут кричать плохо-хорошо, будут давить, кто-то уже к санкциям начинает призывать. Точно так же поступают все. Последний закон, который принят в Германии, по регулированию социальных сетей очень-очень жесткий. Почему? Потому что жизнь заставила. И сегодня из этих виртуальных каналов исходит реальная опасность для реальной жизни людей.

Геннадий Давыдько председатель БТРК.:

— А вот смотрите что Папа Римский сказал, у меня есть цитата: «Змей из Книги Бытия был первым, кто распространил fake news. С нее и началась история грехопадения людей». Значит ли это, что медиа-сообщество, церковь и государство достигнут консенсуса, что фейки а-ля «Хартия» — это зло?

Дмитрий Жук, гендиректор БЕЛТА:

— Он резко высказался по поводу фейков и призвал к борьбе с ними. Более того не так давно в Британии было создано спецподразделение по борьбе с фейками. То есть там к этому относятся уже очень серьезно. Фейки начинают влиять на реальную жизнь людей. Влиять не позитивно.

Владимир Перцов, директор представительства МТРК «Мир»:

— Мы еще подошли к первой стадии. Во-первых, к свободе слова это имеет достаточно косвенное отношение, потому что 20 лет и этот сайт, и многие другие, никто не ограничивал в свободе слова. Писали они все, что угодно, в том числе, критикуя власть, может быть, иногда не совсем конструктивно, выпады в отношении отдельных чиновников… Но, когда начинается экстремизм, призывы к незаконным действиям и любые другие незаконные проявления, и при этом используются интернет-ресурсы, это должно пресекаться так же, как это пресекается в обычной невиртуальной жизни. На улице, если ты кого-то обзываешь, то понесешь наказание за оскорбление. А в интернете почему-то это стало уже нормой, когда в каких-то статьях или комментариях можно оскорбить любыми словами человека. И почему-то наши правоохранительные органы не обращают на это никакого внимания. Вот, наверное, первый показатель — это то, что сейчас произошло. Везде так. В Германии попробуйте скачать фильм с торрента, к тебе через пару часов постучит полиция и ты получишь такое взыскание со штрафом, что забудешь про это навсегда.

Павел Якубович, главный редактор «СБ. Беларусь сегодня»:

— Я, честно говоря, «Хартию» не читал, и не заметил ее отсутствия. Нету и нету, меня это совершенно не интересует. Но, поскольку, действие было произведено на официальном уровне, открыто и объяснено, как я понимаю из разъяснений, которые дал Мининформ, то это, вообще говоря, месседж многим другим. О том, что из этой ситуации, и из больших, составляющих наше информационное поле, всем, кто на этом поле трудится, надо сделать очень простой вывод: пусть будет свобода слова, свобода самовыражения, пусть будет больше хороших и разных. Но главное – не забывать, что это дело ответственное. И превращать в оружие массового поражения не следует. Кстати говоря, я прочитал некоторые отклики на наших форумах. И там, вопреки ожиданиям, нет чего-то такого, что надо спасать «Хартию», объединяться и так далее. Как-то такие суждения, что Хартия нарвалась и нарвалась, как-то так вяло идет. Самое главное: вывод нужно сделать всем.

Геннадий Давыдько:

— Да, это самое главное, этот посыл, который произошел. Во всяком случае новый год наступает с очищения. Надо вымыть квартиру, вычистить все, мешающее нормально развиваться.