Забытые имена: Николай Аладов

000027_143ab1c59147de0143257f1e0027ec1e_50621

Старейшина белорусской музыки

Сегодня мы начинаем цикл рассказов о россиянах и белорусах, прославивших наши страны. О тех, чьи сердца принадлежат одновременно и России, и Беларуси, чьими делами будут гордиться наши потомки.

Список выдающихся людей, связанных своими корнями с  землей стран-соседок и внесших большой вклад в развитие культуры, в технический прогресс, огромен. Мы не ставим задачу назвать всех их в этой рубрике, но вот вспомнить многие незаслуженно забытые фамилии, задача вполне выполнимая.

Его называли «маэстро»

Среди представителей белорусской профессиональной музыки имя Николая Ильича Аладова занимает особое место. Человек широких гуманитарных знаний и творческих интересов, педагог, ученый, композитор, он оставил наследие, многие жанрово-стилевые характеристики которого определяли путь развития отечественной музыки XX столетия.

Работа Ивана Ахремчика "Композитор Николай Аладов"
Работа Ивана Ахремчика «Композитор Николай Аладов»

Николая Ильича в музыкальной среде называли «маэстро». Он имел на это право, так как на протяжении многих лет служил высоким идеалам искусства. Родился Николай Ильич Аладов 21 декабря 1890 года в Санкт-Петербурге.

С девятилетнего возраста стал заниматься музыкой, а уже через два года начал пробовать свои силы в композиции. Большую роль в формировании Аладова-композитора, его музыкальных вкусов, способностей, приобретении технических профессиональных навыков сыграл его учитель — композитор и этнограф Яков Васильевич Прохоров.

Занятия с этим педагогом дали возможность в 1910 году сдать экстерном экзамены за полный курс композиторского факультета Санкт-Петербургской консерватории.

В дальнейшем Николай Аладов занимался преподавательской и музыкально-просветительной деятельностью. Работал в Восточной консерватории в Казани, Государственном институте музыкальной науки в Москве, входил в Белорусскую песенную комиссию.

С 1924 года жизнь и творческая деятельность Николая Ильича Аладова были связаны с Беларусью, с развитием ее музыкального искусства.

Композитор был приглашен на педагогическую работу в Белорусский государственный музыкальный техникум, где преподавал музыкально-теоретические дисциплины, а в дальнейшем стал заведующим учебной частью.

С 1932 года продолжал педагогическую деятельность в Белорусской государственной консерватории, сотрудничал с Институтом белорусской культуры (Инбелкульт), участвовал в фольклорных экспедициях, собирал и обрабатывал белорусские народные песни.

В эти годы сформировался индивидуальный музыкальный стиль композитора, который основывался на классической традиции, имел национально-характерную интонационность, образную конкретность музыки.

В суровые дни

В годы Великой Отечественной войны Николай Аладов находился в эвакуации в Саратове, где преподавал в местной консерватории. Там он создал драматическую симфонию-балладу «В суровые дни», симфоническую поэму «Из дневника партизана», песни и романсы.

000027_143ab1c59147de0143257f1e0027ec1e_801396

После возвращения в 1944 году в освобожденный Минск Аладов был назначен ректором Белорусской консерватории и возглавлял ее до 1948 года.

За годы педагогической работы Аладов воспитал многих замечательных музыкантов. Учениками его класса и слушателями специальных теоретических дисциплин в разные годы были известные белорусские композиторы Анатолий Богатырев, Владимир Оловников, Иван Кузнецов, Федор Пыталев и другие.

000027_143ab1c59147de0143257f1e0027ec1e_369536

Творческий путь Николая Аладова продолжался более 60 лет.

Своими произведениями 1920-1930-х годов он заложил основы жанров белорусской профессиональной музыки. Создал первые в белорусской музыке драматические и лирико-психологические симфонии.

В его произведениях нашли отражение многие значительные события жизни Беларуси. Именно стремление осмыслить и передать в художественных образах современную ему действительность определило главный вектор творчества Аладова.

Своеобразностью жанрового решения выделяются его оперы. На основе народной музыки композитор создал камерную оперу-шутку «Тарас на Парнасе».

Опера «Андрей Костеня» посвящена теме партизанской борьбы в годы Великой Отечественной войны. Написанная в 1948 году по либретто Петра Глебки о герое-подпольщике, прототипом которого явился Константин Заслонов, она была поставлена на сцене Государственного театра оперы и балета Беларуси в 1970 году.

Николай Аладов создал циклы романсов на стихи Янки Купалы и Максима Богдановича, вокально-симфоническую поэму на стихи Янки Купалы «Над рекой Оресой», «Симфоньетта».

Композитор глубоко знал белорусский фольклор и как знаток и мастер его обработки придавал новое звучание, а также собирал и исследовал марийский, чувашский, якутский фольклор, обрабатывал народные песни.

000027_143ab1c59147de0143257f1e0027ec1e_458965

Главное место в творчестве Аладова занимала симфоническая музыка. Десять симфоний композитора – своеобразная энциклопедия жизни в советский период, где очень значительные события жизни народа, образы его героев и действительность в самых разных ее проявлениях нашли художественно-обобщенное воплощение.

Как уже было сказано выше, Аладов создал первые в белорусской музыке образцы драматической и лирико-психологической симфонии. Симфония № 10, написанная в 1971 году, последнее его произведение, в котором лирико-философская тема выступает как доминирующая.

000027_143ab1c59147de0143257f1e0027ec1e_397693

Композитором написано более 260 музыкальных произведений разных жанров: кантаты, различные симфонические произведения: программные сюиты и увертюры, монументальные концертные фантазии для скрипки и флейты в сопровождении оркестра, хоры и романсы; многочисленные камерно-инструментальные сочинения для фортепиано, скрипки, виолончели, духовых и народных инструментов, музыка для инструментальных ансамблей разнообразных складов, ряд из которых закрепился в концертном и музыкально-педагогическом репертуаре.

Одновременно с творческой и педагогической деятельностью Николай Ильич Аладов вел большую общественную работу. С 1932 года он был членом Союза композиторов Беларуси, а в 1949-1950 годах являлся председателем правления. Творческая и общественная деятельность талантливого белорусского композитора отмечена двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и медалями. В 1955 году композитору было присвоено почетное звание народного артиста Беларуси.

000027_143ab1c59147de0143257f1e0027ec1e_690428

Умер Николай Ильич Аладов в 1972 году. Его имя носит минская музыкальная школа №2. На доме, где жил композитор, установлена мемориальная доска. Одна из улиц Минска названа в честь Николая Аладова и его жены – искусствоведа Елены Васильевны Аладовой. В 1981 году о композиторе снят фильм «Старейшина белорусской музыки».

Надежда Божко