Великий скульптор–белорус, восславивший державную Россию

Многие славные имена, неудобные для идеологических конструкций правящих режимов, скрывало под саваном времени двадцатое столетие. Порой даже самые выдающиеся заслуги в области искусства не давали художникам права на заслуженное место в национальном пантеоне. К таковым, безусловно, относится и наш соотечественник, один из лучших скульпторов Российской империи Михаил Осипович Микешин (1835–1896).

Михаил Осипович Микешин (1835–1896) Михаил Осипович Микешин (1835–1896)

Родился будущий скульптор в деревне Максимково (ныне — в Рославльском районе Смоленской области) 21 февраля 1835 года в семье мелкого помещика, партизана Отечественной войны 1812 года, и детство своё провёл на Смоленской земле. Максимково расположено в 30 километрах от нынешней белорусско–российской границы. В те времена белорусы и великороссы рассматривались как две ветви одного русского народа. Соответственно, и этнографическая граница между ними была довольно размытой. Многие уроженцы Смоленщины имели двойственную идентичность — считали себя русскими и белорусами одновременно (как, скажем, баварцы считают себя и немцами, и баварцами, а силезцы — и поляками, и силезцами). Именно такой идентичностью обладал Михаил Микешин, никогда не забывавший о том, что он белорус.

Осип Егорович Микешин, отец скульптора Осип Егорович Микешин, отец скульптора

Говорит Заведующий отделом редких книг Российской национальной библиотеки Николай Николае: «Показателен пример Михаила Микешина. Он учился в Академии искусств, где дружил с Тарасом Шевченко, и под влиянием украинского друга начал осознавать себя белорусом, о чем не раз вспоминал и даже зафиксировал образ белоруса в проекте (нереализованном) памятника своему земляку, также смоленскому белорусу композитору Михаилу Глинке. При этом Микешин оставался убежденным монархистом».

В своих воспоминаниях Микешин писал о Беларуси как о своей земле, употреблял выражения вроде «у нас в Белоруссии». Про Климовичи (сейчас это город в Могилёвской области) Микешин писал следующее: «Около 15 лет назад мне случилось быть на родине, в Белоруссии, и попасть в такой захолустный городок, равного которому по бедности, тоскливости, грязи едва ли отыщешь во всей нашей матушке России». Михаил Осипович, несмотря на социально–экономическую отсталость белорусских губерний в сравнении с Малороссией или Великороссией, очень любил нашу землю, писал в письме, что всегда имеет под рукой карандаш для того, чтобы «славить свою «Эльвиру», свою убогую родину – Белоруссию» (Цит по: Савинов А. Микешин М. // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников 2-й половины ХIХ в. М., 1971. Т. 2. С. 512).

Рославль в конце XIX века Рославль в конце XIX века

В 1858 году Михаил Осипович с отличием окончил Императорскую Академию художеств, замечен царским двором и даже приглашен обучать живописи великих княжон. После окончания Академии Микешин решает попробовать себя в качестве скульптора и отправляет свой проект на конкурс: в 1862 году всё русское общество готовилось отпраздновать Тысячелетие России (в честь юбилея призвания Рюрика в 862 году), и по такому случаю было решено поставить в Новгороде памятник. Проект молодого скульптора победил. Первый же монумент стал шедевром. До сих пор с именем Микешина ассоциируется, прежде всего, именно этот памятник.

Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде, 1862 год Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде, 1862 год

На памятнике, открытие которого посетил сам император, скульптор изобразил важнейшие сцены русской истории (призвание варягов, крещение Руси, Куликовскую битву, воцарение Романовых, провозглашение России империей), а также выдающихся государственных и церковных деятелей государства Российского, писателей и поэтов, художников и учёных. Что интересно: среди них мы встречаем великих князей литовских Гедимина, Ольгерда, Кейстута, Витовта, защитника православной веры Константина Острожского, архиепископа Могилёвского, Оршанского и Мстиславского Георгия (Конисского). Для Микешина, как и для всех образованных людей того времени, неразрывность белорусской истории с общерусской была очевидна.

%d0%bc%d0%b8%d0%ba%d0%b5%d1%88%d0%b8%d0%bd5 Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде сегодня

В годы Великой Отечественной войны скульптура серьезно пострадала, но была достаточно быстро отреставрирована советскими специалистами и вновь заняла своё почётное место в Новгородском детинце.

Кукрыниксы, «Бегство фашистов из Новгорода». На снег лежат фрагменты разбитой скульптуры Кукрыниксы, «Бегство фашистов из Новгорода».
На снегу лежат фрагменты разбитой скульптуры

После этого Михаил Осипович стал получать регулярные заказы. Помимо новгородского шедевра, двумя главными работами Микешина стали памятник Екатерине II и её «орлам» в Санкт-Петербурге (возле Александринского театра на площади Островского) и Богдану Хмельницкому на Софийской площади в Киеве.

Памятник Екатерине II в Санкт-ПетербургеПамятник Екатерине II в Санкт-Петербурге

И если петербургский монумент дошел до нас в первозданном виде, то киевский не избежал «коррекции» со стороны политических вандалов…

С самого начала скульптура задумывалась как символ триумфа русского духа над врагами России и православия. Первоначальный вариант, предложенный Микешиным, изображал славного гетмана, сбрасывающего со скалы польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита. Перед скалой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Барельефы пьедестала изображали битву под Збаражем, Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким.

mikeshin102 Первоначальный вариант скульптуры

Однако этот проект отвергли и памятник был создан в его нынешнем виде (консультантом Микешина был известный малороссийский историк, один из основателей украинской историографии Владимир Антонович). На постаменте было начертано: «Богдану Хмельницкому единая, неделимая Россия», на другой стороне надпись гласила: «Волим под царя восточного, православного». После революции эти надписи стёрли…

mikeshin103 Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве, дореволюционный снимок. Надпись на постаменте: «Богдану Хмельницкому единая, неделимая Россия»

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве сегодня Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве сегодня

Кроме этих трёх работ, Михаил Осипович Микешин создал ещё целый ряд замечательных скульптур. Среди них:

Памятник покорителю Сибири Ермаку в Новочеркасске Памятник покорителю Сибири Ермаку в Новочеркасске

Памятник адмиралу Грейгу в Николаеве (снесён большевиками в 1922 году) Памятник адмиралу Грейгу в Николаеве (снесён большевиками в 1922 году)

Памятник Александру II в Ростове-на-Дону (снесён большевиками в 1924 году) Памятник Александру II в Ростове-на-Дону (снесён большевиками в 1924 году)

Памятник Екатерине II в Краснодаре (снесён большевиками в 1920 году, восстановлен в 2006 году)Памятник Екатерине II в Краснодаре (снесён большевиками в 1920 году, восстановлен в 2006 году)

Прославился Микешин и как художник (его картина «Лейб-гусары у водопоя» висит в Третьяковской галерее, там же висит портрет Микешина работы Ильи Репина), и как иллюстратор произведений Н.В. Гоголя и Т.Г. Шевченко.

%d0%bc%d0%b8%d0%ba%d0%b5%d1%88%d0%b8%d0%bd15М.О. Микешин, «Лейб-гусары у водопоя» (1853 г., Третьяковская галерея)

%d0%bc%d0%b8%d0%ba%d0%b5%d1%88%d0%b8%d0%bd16Портрет М.О. Микешина (работа Ильи Репина, 1888 год)

Скончался наш великий соотечественник 31 января 1896 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

Долгое время единственной памятью о нём служило надгробье в Лавре. Но в 1985 году решением смоленских властей в честь великого скульптора был сооружен памятник около здания Художественной галереи.

mikeshin107Памятник скульптору Микешину в Смоленске

Очень хотелось бы, чтобы и в нашей стране хранили память о белорусе, чей талант создал прекрасные монументы-символы имперской эпохи…

Кирилл Никольцев