Путч на берегу Лимпопо

Всеволод Шимов

Новости из Африки нечасто попадают в международные сводки. Однако и здесь есть свои знаковые персонажи, имеющие всемирную, пусть и не всегда однозначную, известность. Таковым является и бессменный глава Зимбабве Роберт Мугабе — человек, стоявший у истоков этого государства и воплощавший собой все противоречия постколониального развития Черного континента. Поэтому известие о военном перевороте в Зимбабве и отстранении от власти ее многолетнего лидера, пожалуй, может претендовать даже на звание одного из главных событий нынешнего года.

Мугабе стал одним из символов того печального положения, в котором пребывает сегодня черная Африка. После освобождения от колониальной зависимости континент так и остался на обочине мировой политики и истории. Раздробленная на множество небольших и неустойчивых государств, сотрясаемых постоянными переворотами, гражданскими войнами, межплеменной враждой и резней, эпидемиями СПИДа и малярии, Африка остается главным мировым полюсом нищеты и отсталости. Возможно, именно поэтому на происходящее здесь и наложен своего рода заговор умолчания, дабы лишний раз не напоминать миру, что скрывается на оборотной стороне глянцевой обложки глобального капитализма.

Зимбабве при Мугабе стало одним из главных аутсайдеров даже в африканских масштабах. Бывшая Родезия при английском колониализме являлась одной из наиболее развитых и благополучных колоний, африканской жемчужиной в короне Британской империи. Однако за фасадом этого благополучия скрывался режим апартеида и бесправия коренного населения. Впрочем, деколонизация обернулась лишь новыми бедами. Архаичное африканское общество не было готово к политической независимости. В результате развитая экономика английской Родезии деградировала на глазах, а Зимбабве стало понятием нарицательным, синонимом африканской нищеты и безысходности. Символом экономической катастрофы Зимбабве стала чудовищная гиперинфляция, которая вынудила страну в конце концов отказаться от собственной валюты и перейти на американский доллар. А старые купюры зимбабвийских долларов с безумным количеством нулей теперь продаются как сувениры для туристов.

На Западе Мугабе не любили, ставя ему в вину авторитаризм, недемократичность и гонения на белых фермеров, лишившихся своих земельных угодий: апартеид времен английского колониализма при независимости поменял свой знак.

Впрочем, видеть в падении Мугабе какой-то западный след вряд ли уместно — история вполне себе африканская. По наиболее распространенной версии политологов, военные восстали против планов престарелого президента осуществить передачу власти своей жене Грейс. Накануне Мугабе отправил в отставку вице-президента Эммерсона Мнангагву, который считался наиболее вероятным его преемником, обвинив предварительно в подготовке переворота. Вполне вероятно, что престарелый президент опасался своего влиятельного заместителя и попытался нанести упреждающий удар, однако связи Мнангагвы с военными и спецслужбами запустили пружины заговора, который привел к смещению Мугабе. Переворот фактически поддержала и правящая партия «Зимбабвийский африканский национальный союз — Патриотический фронт». Впрочем, далеко не все согласны с таким положением вещей — лидеры молодежной организации правящей партии заявили о своей поддержке президента и даже о готовности умереть за него. А это, в свою очередь, создает угрозу скатывания к гражданской войне.

За происходящим там следят во всем мире, в том числе и у нас. Зимбабве — богатая сырьевыми ресурсами страна, обладающая большими запасами драгоценных металлов (золото, платина) и алмазов. Свои интересы здесь имеют американские, европейские, российские и китайские компании. При нормально работающей экономике рынок сбыта мог бы стать гигантским. Очевидно, переворот стал для всех неожиданностью, и пока ведущие игроки не определились, чью сторону занимать в назревающем противостоянии.

«СБ. Беларусь сегодня»