Американская трагедия. Уроки Лас-Вегаса

«Господь создал людей разными,
а полковник Кольт сделал их равными»

Американская пословица

Невинных людей, погибших в Лас-Вегасе от рук психа, искренне жаль. Глядя, как толстые мешки-полицейские прячутся за броневиками, а народ беспомощно мечется по полю, подставляя себя шальным пулям, становится not very good. Кажется, что происходящее – не реальная жизнь, а компьютерная игра, и стоит нажать кнопку – все вернется на круги своя.

По последним данным погибло 59 человек. Более 525 ранены… Цифры свидетельствуют: это самый крупный по количеству жертв инцидент со стрельбой в истории США.

Миру показалось, что волевая Америка на этот-то раз под впечатлением от увиденного содрогнется, а потом очнется, что будут приняты самые решительные меры, чтобы больше никто и никогда не увидел в сводках новостей похожую кровавую бойню. Но вот выступает Дональд Трамп, мямлит что-то про сплочение нации, про то, что любовь победит зло, и становится понятным, что урок не впрок.

Из нашего досье:

В США право граждан на ношение оружия гарантировано Второй поправкой к конституции. Конкретные правила получения лицензий, хранения и ношения стволов регулируются каждым штатом по-разному, но в целом закон един: ни один гражданин не может быть лишен права носить оружие без самых серьезных оснований.

Сторонники легализации огнестрела часто ссылаются на опыт США. Что ж, давайте познакомимся с ним поближе.

Только в 2015 году в США было зафиксировано 372 случая стрельбы в общественных местах, в которых были убиты 475 человек и ранены 1870.

В США совершается больше убийств из огнестрельного оружия, чем в любой другой стране мира. Так, в Великобритании численность этих преступлений составляет 0,1 на 100 тысяч жителей, а в США 2,9 на такое же число людей. Количество иных преступлений с применением оружия в Штатах тоже зашкаливает: так, в Сент-Луисе 70% ограблений совершается преступниками со стволами в руках.

Сегодня число американцев, погибших в мирное время от огнестрельного оружия, уже превысило число американских солдат, погибших во всех войнах, которые вела страна. Так, с 1968 по 2011 год в стране были убиты из огнестрельного оружия 1,4 миллиона человек. А на всех фронтах военных действий, включая Корею, Вьетнам и обе мировые войны, погибли лишь 1,2 миллиона граждан США.

Владельцы оружия в США периодически используют его в семейных конфликтах, которые в этом случае в двенадцать раз чаще заканчиваются смертью одного из участников, чем бытовые скандалы без использования огнестрела.

А подайте и нам это право!

Буквально на днях генпрокурор Украины Анатолий Матиос заявил о том, что каждый гражданин Украины должен владеть оружием, чтобы при необходимости иметь возможность защитить свою жизнь. «Я исповедую принцип, что каждый украинец должен иметь оружие и иметь возможность в случае смутных времен сохранить или защитить свою жизнь», — сказал он.

Он добавил, что сам постоянно носит с собой табельное оружие, пользуясь законом о статусе военнослужащего. .

Депутаты Верховной рады планируют этой осенью внести законопроект, который позволяет гражданам владеть короткоствольным огнестрельным оружием.

В настоящее время действует закон, который разрешает украинским гражданам ношение короткоствольного травматического оружия.

Буквально на следующий день после американской трагедии в Госдуме обсуждалась похожая тема: возможность продления срока действия разрешения на хранение и ношение оружия с пяти до 15 лет.

Согласно действующему законодательству, газовые пистолеты, револьверы, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, граждане имеют право приобретать на основании лицензии, которая одновременно является разрешением и действует в течение пяти лет.

Аналогичный срок разрешения действует в случае хранения огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, хранения и ношения охотничьего огнестрельного длинноствольного, спортивного огнестрельного длинноствольного, пневматического или огнестрельного оружия ограниченного поражения, хранения и использования на стрелковом объекте спортивного без права ношения огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом.

В то же время, по данным МВД РФ, сейчас в России около 3% населения (порядка 5 млн граждан) владеют оружием, включая ружья, карабины и травматические пистолеты.

По мнению известного психиатра-криминалиста, доктора медицинских наук, профессора Михаила Виноградова, в случае свободного ношения оружия в России страна была бы уже мертва.

Кстати, не так давно и в Беларуси на полном серьезе шли разговоры о необходимости легализации в целях самообороны короткоствольного оружия. Но все быстренько стихло…

В условиях атомизации общества, когда разрушены традиционные нормы и нет моральных авторитетов, подобные инициативы таят в себе столько «подводных камней» – «Титанику» и не снилось.

Для них мы не люди, а мишени

Смотрела как-то с подругой передачу о Брейвике, в которой живо и эмоционально обсуждался вопрос легализации оружия. И моя Вика неожиданно пошутила: «Если в 18 лет ко мне присматривался мужчина, я была уверена — желает-с познакомиться, в тридцать такого «анатома» уже воспринимала как насильника или грабителя… А что теперь, доживши до 40, должна буду думать о пристающем ко мне мужчине, что я для него — мишень?».

Я беззаботно рассмеялась в ответ. Хотя в глубине души была солидарна с ней – это только в книжках злые языки страшнее пистолета… На самом же деле уж лучше пусть бросят мне колкость в спину, нежели в нее пальнут…

Вот буквально вчера была свидетелем конфликта на железнодорожном вокзале. Прибежал запыхавшийся мужчина в расцвете сил. И вместо того, чтобы объяснить ситуацию и по-человечески попросить взять билет без очереди, начал расталкивать народ локтями, дабы пролезть к окошку кассы. Естественно, люди возмутились: что за прыть? Что за неуважение? А тот в пароксизме гнева «поставил на место» толпу: «В зубы дать? Или так пропустите?». И что, подобным хамам предлагается дать в руки стволы?

В Россия, между прочим, давно уже к той же травматике относятся как к невинной игрушке, хотя с ближнего расстояния травматическое оружие представляет собой смертельную опасность.

Стволы гуляют где и как захотят. Выходит, русские (да и мы – мирные соседи) должны самостоятельно защищаться от бандитов и психов? Но как?

Некоторые недальновидные эксперты считают, что если принять новый закон об оружии, то это поможет защитить потенциальных жертв от грабителей и насильников всех мастей. Но вот раздались выстрелили в Лас-Вегасе, унесшие более полусотни жизней – и что? Смог тамошний закон защитить от психа?

Идешь по улице – а тебе бах-бабах в спину! Успеешь достать из кармана пистолет и начать стрельбу в ответ на огонь? О чем мы тогда говорим? И кто, к примеру, разрешит таскать в дамской сумочке вместе с помадой и пудрой красивенький пистолетик со стразами Сваровски?

Представим ситуацию. Защищаясь, ты убил нападавшего. Однако надо доказать, что тот покушался на твою драгоценную жизнь. Как говорил Жеглов, «в паспорте у него не написано, что он бандит. Наоборот даже – написано, что он гражданин. Прописка по какому-нибудь там Кривоколенному, пять. Возьми-ка его за рупь двадцать!».

А может, товарищ хотел спросить, как пройти в библиотеку? Или перепутал вас с ворюгой, который вытащил у него из кармана мобильник? Еще пару каверзных вопросов «жженого» адвоката – и превышение самообороны налицо! Только что ты был потерпевшим – и вдруг стал обвиняемым. А тут еще придут характеристики на убиенного с места учебы, работы. По телевизору покажут плачущую девушку, рассказывающую, что ее друг мухи не обидел.

Да и не каждый морально готов выстрелить в человека. Я, к примеру, скорее всего, в ситуации «Ч» по-женски наивно дам драпу, надеясь на быстрые ноги. Даже при наличии оружия дальше угроз – «Стой! Стрелять буду!» – дело не пойдет… Хотя в свое время из меня мог бы получиться неплохой стрелок: до сих пор храню грамоту по начальной военной подготовке (НВП) за отличные показатели в учебе! Из автомата Калашникова в тире стреляла лучше всех мальчишек! За что и заслужила вечное уважение со стороны чудного и строгого военрука. Но одно дело – тир и бумажная мишень и совсем другое – живой человек!

На всякий револьвер найдется Uzi, шутят в народе. И вооруженная тетя Клава против профессионализма психа Виноградова, расстрелявшего когда-то в офисе шестерых, – это жалкая пародия на самозащиту.

Юристу-убийце понадобилось всего 20 секунд, чтобы уложить столько народа на пол! Кто бы успел среагировать?

Да, Виноградов состоял на учете в психоневрологическом диспансере. И выдавать ему разрешение на хранение карабинов – преступно и безответственно. Как и выдавать оружие безумцу Пэддоку из Лас-Вегаса. С его-то биографией и с его папашей, считавшимся в этих краях одним из опаснейших громил и чудовищ?!

Но на месте убийцы может оказаться и не состоящий на таком учете. Ведь психика – вещь уязвимая. Вроде сегодня мужчина был здоров, помогал старушке через дорогу перейти, а завтра взял винтовку и начал палить в центре города. В документах – полный ажур, черным по белому будет написано, что охотничье оружие выдавалось вменяемому законопослушному гражданину.

Да и определить степень нашей адекватности могут только высококлассные специалисты, а не те, кто, как сказал один журналист, прочитав парочку психологических книг («Фрейд за 60 минут» или «Юнг в цветных картинках»), считают себя доками.

… Читаешь список погибших в бойне Вегаса, среди которых рыбак, домохозяйка, медбрат, механик, водитель автобуса, и слезы выступают на глазах. Конечно, их родня и друзья будут настойчиво требовать тщательного расследования причин жестокой расправы, поставят вопрос о преступной халатности администрации отеля и отмене свободного хождения оружия. Но дрогнет ли сердце Трампа? И сделаем ли мы сами выводы из очередной страшной истории о том, что сон разума рождает чудовищ?

Ангелина СВЕТЛОВА