«Инопланетян не видел, но убеждение, что они есть, после полета окрепло»

Елена НИКОЛАЕВА

Это был просто рекордный космический полет по количеству внештатных ситуаций. Уж не известно под какой «счастливой» звездой родился «Союз ТМ-25», но приключений на долю международного российско-американского экипажа выпало выше крыши.  Нераскрывшаяся до конца антенна при выходе на расчетную высоту , пожар на орбитальной станции, поломка системы терморегулирования, а затем настоящее ДТП – транспортный корабль «Прогресс М-34» столкнулся со станцией «Мир».

А когда возвращались на Землю– не сработали двигатели мягкой посадки.

«Ощущение было такое, как будто великан взял молот, размером со спускаемый аппарат, и ударил им по дну со всей своей силой»,— рассказал потом бортинженер Александр Лазуткин.

28 августа покоритель космоса приехал на встречу с белорусской публикой по линии Международного медиа-клуба «Формат А-3». Перспективы пилотируемых полетов, снаряжение экспедиции на Марс, будни космонавта –  об этом и много другом удалось поговорить с Героем России Александром Лазуткиным.

В раю и в космосе все летают

Невесомость оказалась удивительным состоянием, райским местом, где ты по-настоящему прочувствовал что такое полет. В раю все летают. И в космосе тоже. На земле – нет.  Посидеть или полежать на потолке можно себе позволить только там.

Утром просыпался и смотришь в свое окно, спрашивая себя, какая погода сегодня там, на Земле. Трудно было отвыкнуть от этой привычки. В космосе погода всегда хорошая, солнечная. Правда, необычно было видеть на черном небе яркое солнце. Всю жизнь мы смотрим на это светило, которое ассоциируется с голубым небом, а тут вокруг все черным-черно… Звезд немерено… Смотришь вниз и думаешь: дома в разгаре день, а ты здесь созерцаешь звезды.

Рабочий день в космосе

Жили четко по расписанию. Поваляться по утрам позволить себе не можешь. Просыпаешься, завтракаешь и начинаешь работать. Дальше – занятия физкультурой, потом работа, обед, снова работа, физкультура, ужин, работа, подготовка ко сну…  Космонавт должен следовать этому расписанию, которое жестко регламентировано по времени. Каждую субботу и воскресенье занимались уборкой.  Она не приносила радости. Дома быстро полы пропылесосил, помыл, тарелочки расставил – и все. А там нужно мыть все: стены, потолок, потому что люди в невесомости летают и трогают все что угодно. И ты убираешь не только для того, чтобы вокруг было чисто, но и для того, чтобы не было лишних микробов.

Ты кто? Марсианин?

Инопланетян в космосе так и не встретил, но убеждение в том, что они есть, окрепло после полета. Околоземные условия такие же, как и в любой другой точке Вселенной . А это значит, что где-то, скорее всего, есть такая же разумная жизнь.

Вообще у меня многое в мироощущении изменилось после полета. Подумалось: мы ищем инопланетян в далеких мирах, а может, мы и сами инопланетяне?

eadd7032

Ученые горят, что существует около 30 человеческих рас, объединенных в три группы, которые именуются «большими расами». То есть вроде все мы вышли из одной колыбели, но одни стали темными, другие – белыми, третьи –  желтыми. Люди расселились по всей нашей планете. У нас на Севере, в суровых условиях холода, живут люди. Кто их туда загнал? Так может, они прилетели из той планеты, где холодно? А в той же Африке поселились те, на планете которых жаркий климат?

Работать в космосе очень интересно в силу того, что все начальство внизу и вот это понятие (палец вскидывает вверх –  Прим. ) обретает другой смысл. Теперь начальник там, под тобой… Словом, приятный психологический момент.

Выпивка на корабле?

Одна из внештатных ситуаций на корабле, с которой столкнулись, – разгерметизация системы терморегулирования. В ней появились дырочки, и теплоноситель выходил в атмосферу. Он, хоть и не токсичный, однако ядовитый, и вскоре у нас начались аллергические реакции. А потом сломалась система, которая производит кислород, затем сломалась система, поглощающая углекислый газ, пропадало электричество. На Земле считали, что нам очень плохо. И тут благодаря одному радиолюбителю к нам попала одна заметочка из газеты о том, что экипажу орбитальной станции «Мир» в целях нейтрализации вредного воздействия атмосферы на организм человека рекомендуется принимать алкоголь. На следующий день вышли на сеанс связи, разговариваем с центром управления полета, вспомнили и о об этом послании. «Это правда?» – спрашиваем. «Да, правда!» «Ну тогда присылайте!» – шутим мы. На борту была настойка элеутерококка на спирту, предназначенная для стимуляции иммунной системы. Ну мы по глоточку и выпили…

Вера в Бога

При приеме в отряд у нас не спрашивают, веришь ли ты в Бога. Я воспитывался в советское время в духе атеизма. Тогда говорили, что Бога нет. Но во время полета не раз задумывался: мир так интересно устроен, в нем нет хаоса, все движется, подчиняясь каким-то законам. Наверно, кто-то  должен контролировать этот процесс, руководить, чтобы ничего не сталкивалось и не взрывалось? Думаю, хорошо бы увидеть того, кто контролирует этот процесс в масштабе всей Вселенной.

Кто круче: мы или американцы?

В космосе нет разговоров, кто круче. Американцы летали на большом корабле «Шаттл». Мы – на маленьких «Союзах», но при этом все летали с одинаковыми скоростями и добивались одинаково успешных результатов! Американцы, имея опыт совместной работы на станции «Мир», говорили потом на всемирном конгрессе о том, что без русских они не построят международную космическую станцию. И это не потому, что технически не смогут, а потому, что не смогут работать, как русские! И это было здорово видно, когда на станции «Мир» начались все эти катаклизмы и нужно было трудиться, забыв про сон. Мы работали, а американец честно признался: «Ребята, я не могу, хочу спать!». «А мы то что?!» – спрашиваем. «А вы, русские, сможете!» – отвечает он. Эта фраза запала мне в душу навсегда, и я ее потом еще не раз в жизни слышал. Сможем!»

Драться в невесомости?

На Земле, если вам кто-либо не понравился, отворачиваешься в надежде, что он уже не появляется в твоем поле зрения. Ты чисто интуитивно переключаешься на того, кто тебе по душе и общаешься с ним. В космосе как бы ты ни отворачивался –  тот, кто тебе не приятен, все равно будет маячить перед тобой, провоцировать своим видом. Ясно, что он никуда деться не может. Что делать, подраться? Драться в невесомости, наверно, очень «интересно». Ну а дальше-то что? И ты спрашиваешь себя, а может неприятие и раздражение – это только моя проблема, это я слишком остро все воспринимаю?

eadd7039

В какой-то момент, помню, мне не нравилось, как один мой коллега причесывается, затем раздражало, как он кушает, одевается… И вроде бы из ничего может вспыхнуть конфликт. В подобной ситуации нужно просто научиться по-другому смотреть на такие вещи, заставить себя не обращать внимания на мелочи.

Еда в тюбиках

Меня часто спрашивают про еду в тюбиках. Отвечаю, что в конце 20 века еду в тюбиках престали делать. Она пошла в пакетиках, в специальных вакуумных упаковках, в тюбиках остался только мед и еще какая-то приправа. Космическая пища очень качественная, здоровая, долго хранится, там крайне мало консервантов, абсолютно отсутствуют усилители вкуса, разрыхлители, то, чем нас пичкают по полной на Земле.  Спектр продуктов очень широкий, это как хороший ресторан типа «Националь». Пища, конечно, специфическая, сублимированная, но ее много, по вкусу напоминает ту, которую обычно берут в поход.

В состоянии невесомости я похудел, а мой коллега – потолстел. Командир заявляет однажды: «Слушай, если ты еще похудеешь, мне потом по шее дадут. Ты должен есть» . А с Земли сделали замечание командиру: мол, надо умерить аппетит, начал поправляться! А он вообще есть перестал, всю еду отдавал мне, но все равно, как это ни парадоксально, я  похудел, а он поправился.

Душ в космосе

На станции раньше существовала кабинка с душем.  Открываешь его – включается вентилятор, создающий ток воздуха, и все капельки подхватываются воздушным потоком и разносятся по телу. И ты вроде как в душе. Когда мы летали, у нас этой установки уже не было. Мылся так. Из специальной емкости выдавливал капельку водички, брал в руки, приставлял к участку тела, растирал, потом протирался полотенцем. Брал следующую каплю – и процедура повторялась…

Кроме тог, у нас имелись влажные полотенца, пропитанные специальным влажным раствором. Ты можешь не мыться, а просто протирать ими тело. Эффект один и тот же.

Белое солнце пустыни

Традиция смотреть именно эту картину появилась после одного случая. Вначале привозил разные фильмы, группа психологической поддержки спрашивала, что именно везти и  каждый экипаж выбирал свой фильм.

eadd7058

Когда вышло «Белое солнце пустыни», стали его заказывать. Заказали раз, два, три… Однажды экипаж, состоящий из трех человек, которому нужно было лететь, сели смотреть картину. И командир, который видел уже не единожды фильм,  говорит: «Чего буду смотреть? Пойду пройдусь». Встал и ушел. На следующий день экипаж стартовал, все шло нормально, экспедиция была длительная, и вдруг в полете командир заболевает, причем сильно, экспедицию прервали, его нужно было спускать на Землю. Программа полета была выполнена только наполовину. Экипаж приземлился, его спасли. И тут вдруг кто-то вспомнил, что командир ушел с середины фильма. С тех пор «Белое солнце пустыни» смотрят все, даже иностранцы! Сколько раз ты был дублером, столько его и смотришь. Если 8 раз был дублером и столько же сделал полетов, значит, 16 раз картину ты уже посмотрел. И, следовательно, знаешь ее назубок.

Очень нелегки первые шаги

Трудно было делать первые шаги на земле, нарушается координация движения. Впервые с этим столкнулся спустя часа четыре после посадки.  Посадили нас на вертолет и мы прилетел на аэродром. Перед самолетом, который должен был переправить нас в Москву, нас приветствовали девушки в национальных костюмах, с хлебом-солью. Вышел из машины и чувствую, что ноги вот-вот подведут. К тому же меня укачивало, начались вестибулярные расстройства. Подступала тошнота.

Самое страшное  было то, что сбоку стояли журналисты, на нас были направлены телевизионные камеры.

Командир что-то сказал девушке, отломал кусочек хлебушка, окунул в солонку, положил в рот. Съел, наклонился и поцеловал ее в щечку. Настала моя очередь. С ужасом думал, что должен сделать тоже самое. Я взял маленький кусочек хлеба, тоже окунул в солонку, положил в рот и проглотил. А тошнота была уже вот тут (показывает на гортань – Прим.), словом, яростно подступала. И я вдруг почувствовал, как кусочек упал в желудок и… обратно не пошел. Обрадовался, что конфуза не будет. Наклоняюсь, чтобы поцеловать девушку в щечку и – промахнулся. Врач, стоявший за спиной, в буквальном смысле поставил меня на место.

 Полет на Марс

Пока человечество не называет точной даты полета на Марс. Россия говорит, что полетим туда после 25-го года, американцы планируют сделать это в 30-ых годах. То есть постепенно эта цель потихонечку отодвигается на более поздний срок.

Но рано или поздно, конечно, полетим! В СССР, в одной из комнат Звездного Городка увидел план освоения космического пространства, где были прописаны и «Буран», и «Мир». Цепочка программ заканчивалась 1996-м годом, где бзначилась экспедиция на Марс. Вся работа, которая тогда велось, — это определенная последовательность к реализации этой цели. Та же станция «Мир» сделана была, чтобы отработать все системы и спрогнозировать реакцию человека на длительное путешествие.

eadd7059

А вообще вся эта марсианская экспедиция оценивается в два года: 8 месяцев дорога туда, полгода на Марсе, и 8 месяцев обратный путь.

Врачи уже дали гарантию, что человек сможет выдержать такой полет, что он в состоянии провести два года в невесомости и вернуться оттуда, технику отработали. Не распался бы Советский Союз – была бы сейчас марсианская программа.

В свое время президент США пообещал, что американцы в ближайшие 10 лет отправятся на Луну. Он сделал это заявление, когда у них еще даже носителя не было, они еще в открытый космос человека не могли вывести! То есть первоначально должна быть воля, а потом все – нация, власть, промышленность – работает на решение этой задачи. А что сейчас мешает нам это сделать?