Опять двойка?

574913_original

В Беларуси вместо 10-балльной хотят вернуть прежнюю, 5-балльную, систему оценки знаний.

Раньше было гораздо понятней и прозрачней: и не потому, что единицу можно было самим аккуратненько исправить на четверку 🙂, а потому, что характеристики были четкие и не расплывчатые:

– Двоечник!

– Я!

– Троечник!

– Есть такой!

– Хорошист, отличник.

– На месте!

А как называть теперешних школяров? Шестерочник? Десяточник? Семерошник? Грустно, невыразительно. Бледновато.

Правда, ныне в моде расплывчатость, неоднозначность и философичность. В любых делах. Даже сугубо бытовых и прагматичных.

Приходит, скажем, на собеседование соискатель, а работодатель битый час никак не может уразуметь, кто перед ним – толковый инженер или любитель изящной словесности.

– Починить станок сможешь?

– Ну это все зависит от дефектов оборудования, от того, имеются ли нарушения вследствие физического износа…

– Да или нет?

– Ну я же объясняю – морально износившийся агрегат…

Блин, хоть святых выноси!

С какими именно «баллами» проснутся школьники и студенты завтра – пока неясно, но уже полным ходом идет общественное обсуждение инициативы.

«Десять лет как в стране введена десятибалльная система обучения. Много вопросов стоит по десятибалльной системе. Это и иногда бывает субъективизм в оценке. И у нас нет неудовлетворительной оценки. Потому что один балл – это тоже оценка знаний. Раньше понимали – единица, двойка – это неудовлетворительные оценки. Поэтому надо вынести на обсуждение общественности. Может быть, и вернуться к пятибалльной системе», – высказал свое мнение вице-премьер Василий Жарко.

«Чтобы каждый понимал: четыре, значит, четыре. Пять, значит – отличник. Нет субъективизма, – считает он. – Что такое 4 с минусом, 4 и 4 с плюсом – 6, 7, 8. Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?»

Вице-премьер отметил, что для перевода на бюджетную форму обучения кроме участия в общественной жизни и других критериев нужны оценки как минимум в 7 баллов.

«Один преподаватель поставил 6, другой поставил 7. Но и там четыре, и там четыре (по пятибалльной системе)», – добавил он.

Александр Лукашенко, выслушав это мнение на совещании по вопросам образования, подчеркнул, что вопрос, прежде чем принимать какое-либо решение, необходимо очень хорошо обсудить.

Есть такой студенческий анекдот. Идет экзамен:

– Ваша фамилия, – спрашивает профессор.

– Иванов.

– А чего вы улыбаетесь?

– Доволен, что хорошо ответил на первый вопрос.

Ну и какую отметку поставить за такие знания? По новой и по старой системам?

Лентяи и бездари были во все времена. Но если раньше им путь в вуз был заказан, то сегодня даже у слабака – да, за деньги – но шанс поступить туда очень высокий. А раньше он только на так называемую хабзу мог рассчитывать.

Правильно сие? Не думаю, все-таки университеты и институты предполагают определенный уровень интеллекта и наличие базового, увесистого, багажа знаний.

Сегодня, при столь огромном выборе оценок, учителя, от греха подальше, не ставят ни единицы, ни двойки, даже троек стараются избегать, чтобы показатели у школы были хорошие. Нарисовали «шесть» или «семь» – и отцепитесь! И овцы целы, и волки сыты. Дети довольны, родители спокойны, но результат – нулевой!

Останови сегодня любого прохожего – практически у каждого в загашнике диплом вуза. Куча народа с высшим образованием, а кран починить или грамотно заявление написать не в состоянии многие дипломированные.

Каким мозгом думали, когда вводили 10-балльную систему? Ведь при таком раскладе для того, чтобы правильно оценить знания ученика, вместо пяти критериев, учителю приходится использовать все десять. Вряд ли он толком и внятно объяснит, чем отличается семерка от восьмерки? К тому же когда тебе нужно проверить тридцать контрольных, то держать всю эту арифметику в своей башке очень сложно. Кто-нибудь видел длинную методичку-памятку, в которой сказано, чем отличается одна отметка от другой? Мама не горюй…. Запутаться можно на раз-два. А при устном опросе – и того быстрее… Пока прикинешь что именно нарисовать в дневнике – класс, почувствовав рассеянное внимание педагога, тут же начнет галдеть… При нынешних активных и мобильных учащихся потеря бдительности даже на секунду смерти подобна. Эти живчики-дроны моментально выключаются из учебного процесса и переключаются на свои житейские темы.

Шестерки, семерки, восьмерки – при нынешней системе образования соседние оценки выглядят очень уж вариативными и плавающими. Школьник или студент правды не добьется никогда.

Да и сами учителя весьма субъективны в оценке знаний. Прочитал пылкий юноша стихотворение Богдановича с выражением – получил восьмерку. Спрашиваешь, почему не десять? «На десять баллов разве что сам Богданович мог бы прочесть», – отвечает наставник.

И так баллы пляшут по всем предметам, некоторые учителя даже вундеркинду 10-ку не поставят. Почему? А потому, что все знать никто не может! А десять баллов – это и есть все! Вот с таким подходом уж точно ухи не сваришь!

Насколько справедлив в таком случае средний балл аттестата, который учитывается при поступлении?

Не каждый родитель лезет в дебри и разбирается в нюансах оценок. Раньше мама знала, что тройка – это тройка, а сегодня, обнаружив в портфеле 6-ку, начинает наезжать на сына, а он в ответ: «Это – хорошая оценка!»

В дневники глянешь – сплошь девятки, восьмерки, а на самом деле – дурень дурнем, ну если говорить откровенно, без реверансов.

«Горемычным» Королеву, Ландау, Громыко, Алферову удалось как-то выучиться и в люди выйти при старой советской пятибалльной системе. Чего и всем нам желаю.

Вероника Трикало

 

Вот какое мнение на ФВ высказывают известные люди страны по этому вопросу:

Владимир Матвеев, журналист:

– На мой взгляд, в 10-балльной системе нет ничего плохого. Так получилось, что школу я заканчивал по пятибалльной системе, а в вузе уже по нынешней системе.

И если спросить мое мнение, то я бы оставил 10-балльную систему. В вузе все в основном четко понимали грань между 9 и 10, 8 и 9. Это не сложно.

И если я просто знал материал, то получал 9. А если выходил за рамки программы, готовил творческие доклады, презентации во время семестра, то 10.

Допустил пару неточностей – 8. Еще немного накосячил – 7.

Шестерка – ну это конкретно плаваешь в каком-то вопросе (хотя слышал «звон», но не знаешь, где он) из двух в экзаменационном билете. Ну ниже шестерки не опускался. Кажется, только одна такая отметка есть.

То есть все достаточно просто и честно.

Скажем, по информатике у меня в дипломе 9 потому, что я в задании по программе Word не использовал в одном месте непереносимый пробел.

Те, кто сделал задание идеально, получили 10 баллов.

Ну а так бы было всем по пятерке. И в чем смысл, где градация знаний…

И не нужно этих «натянутых» четверок и пятерок. Их получить легче, чем 8 (для четверки) или 10 баллов.

Олег Гайдукевич, ЛДПБ:

– Мне ближе 5-балльная система оценок учебы наших детей! И тестирование вызывает вопросы! Многие не раскрываются во время тестирования! Надо ли что-то менять или корректировать?! Скоро эти вопросы будут обсуждаться в парламенте, пишите своё мнение в комментариях, для нас это очень важно! Наши представители в Сенате и Парламенте будут отстаивать позицию ЛДПБ по этому вопросу!

Михаил Ковалев, декан экономического факультета БГУ:

– Выросло целое поколение преподавателей, знающее только 10-балльную систему, да и учащиеся к ней привыкли. Ничего менять не надо, не это главное. Главное – восстановить престиж профессии учителя, чтобы на педпрофессии шли лучшие абитуриенты. Для этого надо, как в Финляндии, сократить всех контроллеров и методистов школы, а их зарплату отдать учителям.