Мы наш, мы новый миф построим — 2

Восхищаясь успехами прошлого, как бы не впасть в историческую некрофилию…

Павел Северинец недавно опубликовал в сети очередной отрывок из своей книги «Беларуская Хрысціянская Дэмакратыя: 1917—2017». Заголовок у эпизода такой — «Прычыны поспеху БХД». Это о достижениях прошлого.

Итак, читаем:

«У сярэдзіне 1920-х гадоў хрысціянска-дэмакратычны рух у Беларусі быў ужо выразна аформлены, меў арганізацыйнае ядро і ўласную прэсу. Разам з тым, раздзяленне Беларусі паміж Савецкім саюзам і Польшчай, бальшавіцкі тэрор ва Ўсходняй Беларусі і нацыянальны ды ўнутрыканфесійны ціск у Заходняй, пагрозы камунізму ды фашызму і раздрабненне беларускага незалежніцкага лагеру на мноства партыяў і групаў ставілі пытанне пра выжыванне БХД рубам. Беларускія хрысціянскія дэмакраты адказалі на выклікі і пагрозы годна ды вынікова: да 1930-х гадоў БХД сталася адзінай беларускай нацыянальнай партыяй, што пашырыла свае шэрагі — і пранесла бел-чырвона-белы сцяг Хрыста праз вялікія выпрабаванні паміж дзвюма сусветнымі войнамі».

Здесь не дается ссылок на источники, которые подтверждают, что только в БХД ширились ряды. Возможно, в другом случае я мог бы обойтись без занудства. Но тут хотелось бы указания хоть каких-то источников, которым можно доверять.

И снова «флаг Христа». Это уже укоренившийся миф. Но не буду повторяться — кому интересно, смотрите прошлую серию. Добавить к сказанному могу лишь то, что, возможно, флаг появился в 1917 году, а не в 1918-м. Однако суть не меняется.

Идем далее. Вот как автор пишет об одной из причин успеха БХД в те времена.

«Па-другое, БХД цвёрда трымалася ідэалаў БНР. Ідэю незалежнасці Беларусі хрысціянскія дэмакраты не прамянялі ані на ўгодніцтва з польскім урадам, што праводзіў паланізацыю «крэсаў», ані на прапаганду «ўз’яднання» з Савецкай Беларуссю, дзе часова ішла беларусізацыя, але душылі гаспадара і верніка. У выніку менавіта БХД у міжваенны час узяла на сябе і задачу адстойвання ідэі беларускай незалежнасці, і арганізацыю штогадовых святкаванняў 25 сакавіка».

Тема БНР — спорная для белорусов. Мы любим поломать копья за рюмкою чая, обсуждая тему «а была ли это полноценная республика, и она ли породила нашу Беларусь?».

Так вот, я из партии тех, кто считает БНР неудачной попыткой создать белорусское государство.

Советский проект, как бы кто-то из нас ни относился к большевикам, оказался успешнее. Он стал материальной базой для нынешней независимости Беларуси. Это объективная вещь.

И как бы ни держался кто-то неких идеалов БНР, тогда уже существовала БССР. Она была автономной, но не суверенной на 100%.

Однако, на мой субъективный взгляд, это уже был первый шаг. Начался процесс вызревания независимого государства в пошатнувшейся Российской империи. Тогда сложно было что-то предсказывать, но в 1920-1930 годы было уже понятно, что прежней эта империя уже не будет, что происходят необратимые процессы.

Опять же, это мое личное мнение.

А с БНР все намного сложнее. Провозгласили ее фактически под немецкой оккупацией. И некоторые структуры, такие как Рада БНР, стали оживать во время второй оккупации 1941-1944 годов.

Возможно, в какой-то из своих статей или глав упомянутой книги Павел Северинец эту тему как-то осветит. Но пока мы видим, что тема коллаборации частенько обходится нашим оппозиционным лагерем. А некоторые говорят, что белорусы вообще не могли быть коллаборантами (или коллаборационистами, как кому нравится) — ведь своего государства у них не было.

При этом игнорируется тот факт, что концепция государства может быть разной: национальной, имперской, советской, да мало ли еще какой.

Есть еще такой тезис. Мол, нельзя сравнивать режим Сталина и режим Гитлера. Нечего делать классификацию фекальных сортов. Конечно, это я смягчил. Используются слова покрепче.

Что на это ответить? Борцы с диктатурами всех времен и народов диктуют свои условия. Что мне сравнивать, а что не сравнивать, как-нибудь сам уже решу.

Никогда не был сторонником сталинских репрессий, тем более что они зацепили и моих предков. Но вот одна есть интересная особенность.

В мемуарах и других источниках мелькает такой месседж: в СССР были люди, которым очень сильно навредили во время репрессий, и они все равно пошли сражаться за свою страну против гитлеровцев (пример — Марат Казей). Потому что понимали суть человеческой природы — она была повреждена из-за грехопадения. Но каждый, как правило, стремится это исправить. При этом Бог дал человеку свободу — человек сам решает, по какой дорожке идти.

Так вот, есть те, кто сознательно заключает сделку с дьяволом. В литературе, кино и прочих искусствах это давно отражено. Гитлер как раз и был из тех, кто не просто страдал нарциссизмом или сильно полюбил власть. Он реально огнем и мечом насаждал сатанинский порядок.

Никакого белорусского государства ему было не нужно. Максимум — марионеточный режим.

Это все банальные вещи, азы, но мы их часто забываем.

Итак, вернемся к БХД.

За несколько лет до начала Второй мировой войны БХД трансформируется в Беларускае нацыянальнае аб’яднанне (БНА). Этот факт известен многим. При немцах остатки БНА объединились с Партией белорусских националистов (ПБН).

В сьвядомам коле мне постоянно рассказывают, что это объединение старалось не иметь контактов с немцами, а хотело сотрудничать с польским, имея в виду под этим «сопротивление».

Это та знаменитая машина подпольного польского государства, которую поляки пытались раскрутить на оккупированной территории? Если да, то это не пробелорусский проект.

Можно возразить, что он зато антигитлеровский. Так а чего тогда с антигитлеровскими советскими партизанами не сотрудничали? Как бы то ни было, но в итоге альянс БНА и ПБН такими успехами, как убийство Кубе, не отметился в истории.

Зато есть кейсы по отдельным людям, которые входили в БХД. Например, священник Винцент Годлевский. Он пошел на сотрудничество с немцами, как я понимаю, ради создания или поддержки подпольных структур по сопротивлению гитлеризму. Но все закончилось очень плохо. В результате конфликта с оккупантами он был расстрелян.

Среди сторонников этого ксендза часто упоминают Витовта Тумаша. Я готовлю о нем отдельную статью — любопытные подробности из его биографии будут там. Сейчас просто напомню, что он был, пусть и недолго, бургомистром Минска при немцах, а потом жил в самой Германии. После войны ему удалось избежать ответственности за сотрудничество с гитлеровским режимом. Он прожил много лет в США, где работал в том числе и на ЦРУ.

То есть перед нами совсем не мученик Годлевский. Это настоящий коллаборационист. Да, он внес большой вклад в изучение биографии и наследия Франциска Скорины. Однако же в жизни немало примеров, когда примерный семьянин оказывается вором, а талантливый кинорежиссер — педофилом.

Но не хотят в сьвядомам коле это признавать.

Вот еще один пример. 8 апреля сего года газета «Наша ніва» сообщает следующее: «В США умер поэт Михась Ковыль. Он прожил 101 год». Вроде бы такой уважаемый человек. Обама его со 100-летием поздравлял.

Биография у поэта непростая. «Наша ніва» напоминает о том, что его при Сталине репрессировали, что он попал в плен к немцам в войну, а потом — белое пятно.

Что он делал в том плену? Сотрудничал с государством Гитлера. В том числе был пропагандистом…

В общем, есть много таких историй. Не такое уж безоблачное прошлое у тех оппозиционных организаций, которые фактически считают себя наследниками различных деятелей.

Многие из нас когда-то были членами партии или хотя бы октябрятами. Кто в какой вагон успел вскочить. И вот вроде мы все были с билетами и при местах, но поезд ушел без нас. Ушел в небытие. Мы перестали верить в светлое будущее.

Проблему поиска новых духовных, нравственных и других ориентиров каждый решил по-своему. Как видите, кто-то начал верить в светлое прошлое. Это опасно. Минувшее состоит не только из старинных книг и пожелтевших фотографий, которые так интересно исследовать.

Прошлое — это еще и могилы. Надгробия красивые, но что внутри…

Василий Малашенков, imhoclub.by