Сталин: духовный портрет вождя

img_11438_1499560916

Люди, знавшие Сталина с детства, вспоминали, что еще совсем маленьким он хотел добиваться справедливости.

Сначала мечтал быть писарем, чтобы составлять для людей жалобы и прошения. Став чуть постарше, решил, что этого мало, и захотел стать волостным начальником, чтобы навести порядок в своей волости. И в марксизме он увидел возможность построить не общество равенства, как другие революционеры, а общество справедливости.

В чем отличие? Равенство — оно оперирует массами, идет подгонка человека под общий показатель. А справедливость массовой не бывает, она существует только относительно каждого отдельного человека.

В юности Сталин был верующим православным христианином, сохранил ли он веру до конца своей земной жизни, нам точно не известно. Но мы знаем, что христианство является религией духовного преображения человека.

Преображение начинается с осознания своей вопиющей греховности и невозможности преодоления греховных страстей своими собственными силами. Бог не может спасти человека без его желания.

На определенном этапе жизни человек начинает осознавать, что его гордыня, сребролюбие, славолюбие, сластолюбие не дают ему жить так, как он мечтает. Избавиться от этих страстей он самостоятельно не может. Поэтому он обращается к Богу за помощью.

Если осознания собственной беспомощности нет, нет и обращения к Богу. Это обращения с помощью молитв, постов, участия в церковных службах с покаянием и причастием. Человек начинает читать духовную литературу и старается жить духовной жизнью, прежде всего не сея зла вокруг себя.

И Бог такого человека не оставит, Бог дает ему благодать — приобщение к Божественным энергиям. Начинается длительный процесс преображения, личность начинает приобретать смирение перед Богом и укреплять свою непримиримость ко злу.

Смирение перед Богом выражается в укрощении собственных страстей, а непримиримость ко злу заключается в защите Правды Божией от всякой лжи, клеветы и несправедливости. Это и есть духовная жизнь. И человек, ведущий духовную жизнь, есть подлинный христианин.

А как происходит преображение общества? Согласно марксизму преображение общества происходит по мере строительства социализма. Марксисты считают, что бытие изменяет сознание, что внешние социалистические преобразования способны привести к укрощению греховных страстей человека — он перестанет обманывать, воровать, ненавидеть, злиться.

Согласно христианству преображение общества начинается с осознания духовно-политической элитой ограниченности любых научных концепций для искоренения зла в обществе и обращения к Богу за помощью.

Действительно зло не имеет собственной сущности, оно всегда паразитирует на добре, но зло находится в духовном мире человеческой души, как извращенная добродетель. Желаете уменьшить зло, создайте условия для духовного роста людей, утверждает христианство, создайте людям возможности преображения их греховных страстей в добродетели.

Мог ли Иосиф Виссарионович Сталин в середине двадцатых годов убедиться в том, что марксистская концепция преобразования общества ересь?

Безусловно, потому что военный коммунизм провалился, мировая революция, как основа для построения коммунизма перестала быть реальной перспективой, новая экономическая политика показала, что советское общество разлагается в трясине греховных страстей.

Что делать? Строить социализм в одной отдельно взятой стране.

Как строить? Ответа на этот вопрос тогда не знал никто, поэтому и Сталин и его соратники обращаются к историческому опыту государственных реформ.

Обратите внимание — сталинцы не впадают в гордыню — не ломают общество через колено в угоду догмам марксизма, а начинают изучать исторический опыт. А ведь нам сказано, что блаженны нищие духом и плачущие о собственной духовной нищете.

Личная библиотека Сталина включала 30 тысяч книг по всем направлениям науки, техники, искусства, политики, военного дела. В день он читал до 300-400 страниц. Часть этих книг он изучил с карандашом в руке, причем, не только подчеркивая и помечая нужный текст, но и маркируя его системой помет, подписей и комментариев — с тем чтобы при необходимости было легко найти нужное место в тексте книги, легко вспомнить, чем оно тебя заинтересовало, какие мысли тебе пришли в голову при первом прочтении.

После его смерти из библиотеки на ближней даче книги с его пометами были переданы в Институт марксизма-ленинизма. Их оказалось 5,5 тысячи!

Историк Б.С. Илизаров приводил наименование части этих книг, из которой можно понять масштаб образованности Сталина:

«Помимо словарей и нескольких курсов географии в этом списке значились книги, как древних, так и новых историков: Геродота, Ксенофонта, П.Виноградова, Р.Виннера, И.Вельяминова, Д.Иловайского, К.А.Иванова, Гереро, Н.Кореева, а главное — 12 томов «Истории государства Российского» Карамзина и второе издание шеститомной «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева (СПб., 1896).

А также: пятый том «Истории русской армии и флота» (СПб., 1912), «Очерки истории естествознания в отрывках из подлинных работ д-ра Ф. Даннемана» (СПб., 1897), «Мемуары князя Бисмарка (Мысли и воспоминания)» (СПб., 1899). С десяток номеров «Вестника иностранной литературы» за 1894 г., «Литературные записки» за 1892 г., «Научное обозрение» за 1894 г., «Труды Публичной библиотеки» СССР им.Ленина», вып. 3 (М., 1934) с материалами о Пушкине, П.В.Анненкове, И.С. Тургеневе и А.В.Сухово—Кобылине, два дореволюционных выпуска книги А. Богданова «Краткий курс экономической науки», роман В.И.Крыжановской (Рочестер) «Паутина» (СПб., 1908), книга Г. Леонидзе «Сталин. Детство и отрочество» (Тбилиси, 1939, на груз. яз.) и другие».

И снова вопросы — понимал ли Иосиф Виссарионович уникальность Русской цивилизации? Понимал ли он, что жалкие попытки переделать Русскую цивилизацию по марксистским лекалам упрутся в православные духовные ценности русского народа, на которых веками держалась Русская цивилизация?

Понимал ли он, что построение социализма без духовного воспитания народа обречено на провал и что атеизм марксизма несовместим с православным духом общества?

На эти вопросы нет прямых утвердительных ответов самого Сталина, но есть косвенные, тем не менее весьма убедительные ответы.

Во-первых, Сталин обладал высоким уровнем интеллекта и не мог не знать и не понимать исторические особенности России.

Вот что написал академик Российской академии образования доктор медицинских наук Д.В. Колесов об интеллекте вождя, после рецензии другого академика, доктора психологических наук В.А. Пономаренко, в пособии для школ и вузов «И.В. Сталин: загадки личности»:

«Принципиальный творческий характер имеет и работа Сталина «О политической стратегии и тактике русских коммунистов» (1921) и ее вариант «К вопросу о стратегии и тактике русских коммунистов» (1923). Если оценивать содержание этих работ по общепринятым сегодня в науке критериям, то выводов здесь больше, чем на очень сильную докторскую диссертацию по специальности «политология» или, точнее, политическая технология». Причем своей актуальности они не утратили и спустя много лет. Здесь нет «красивых» слов, ярких образов «высокого» литературного стиля — только технология политики».

Во-вторых, еще в дореволюционное время Сталин достаточно подробно изучил Православие и его значение в истории России. В юности он с отличием окончил духовное училище и отлично учился в духовной семинарии.

Правда, из семинарии он уходит на профессиональную революционную работу. Что это значит в реальности, может быть, он уходит на высокооплачиваемую работу с хорошими карьерными перспективами?

Он уходит бороться за справедливость в обществе, за то, чтобы каждый имел право на достойную человека жизнь. За такую работу никаких гонораров, материального обеспечения не полагается, полагаются грязь и нищета, тюрьмы, ссылки и каторга.

Кто, скажите, тогда и сегодня готов пойти таким путем? Только блаженный, только тот кто любит Правду Божию и для кого справедливость выше любых материальных благ.

В духовных школах в общей сложности Сталин провел без малого одиннадцать лет. Это, разумеется, не могло не наложить отпечаток на всю дальнейшую его жизнь, оказав влияние на формирование характера и в особенности мышления. Вот что написано о Сталине в книге «Митрополит Илия (Карам) и Россия»:

«Его труды и речи, легко запоминающиеся и доступные восприятию самого простого человека, были весьма схожи с проповедями, нося неизгладимые черты церковной логики. Способ выражения мыслей, манера его писем напоминали послания известных духовников. К этому следует отнести поразительную манеру выслушивать собеседника, умение вызвать на откровенные признания; вдохнуть, когда нужно, веру и надежду. Многие современники подчеркивали скромность его одежды, бытовую неприхотливость, простоту пищи».

В 1943 году американский журнал «Time» назвал Сталина человеком года, дав ему такую характеристику:

«Этот сын сапожника и прачки — настоящий самородок. У него выдающиеся интеллектуальные способности. Он цитирует целые параграфы из Библии и трудов Бисмарка, читает Платона в оригинале, сам пишет свои речи и статьи. Причём стиль его одновременно отличается чёткостью и утончённостью».

Как вы думаете, если человек цитирует целые параграфы из книг, он их осмыслил применительно к существующей реальности? Будете ли вы цитировать то, что не имеет никакого отношения к вашим убеждениям и деятельности?

В-третьих, не может гордец, сребролюбец и сластолюбец проповедовать скромность, нестяжание и аскезу для других. Так не бывает. По многочисленным документальным свидетельствам Сталин с иронией и презрением относился к восхвалениям в свой адрес. Все, что приписывалось его якобы неуемному честолюбию не более чем выдумки. Он ненавидел подхалимов и презирал лесть. Примеров множество, от самых разных людей.

10 апреля 1934 года по его предложению Политбюро объявило выговор редакциям газет «Правды» и «Известий» за то, что «…без ведома и согласия ЦК и т. Сталина объявили десятилетний юбилей книги т. Сталина «Основы ленинизма» и поставили тем самым ЦК и т. Сталина в неловкое положение».

4 мая Политбюро приняло еще одно, тождественное по смыслу предыдущему, решение «Принять предложение т. Сталина об отмене решения Заккрайкома о постройке в Тифлисе Института Сталина. Реорганизовать строящийся в Тифлисе Институт Сталина в филиал Института Маркса-Энгельса-Ленина».

Наконец, своеобразный итог такого рода действиям подвело еще одно решение Политбюро, принятое 17 декабря того же года: «Утвердить просьбу т. Сталина о том, чтобы 21 декабря, в день 55-летия его рождения, никаких празднеств или торжеств или выступлений в печати или на собраниях не было допущено».

Сталину присваивают звание Героя Советского Союза и награждают орденом «Победа» — он отказывается принимать, то и другое целых пять лет. Только в пятидесятом году согласился, но никогда эти награды не носил.

Сталину приносят эскизы новых денег с его портретом — он молча их рвёт и выбрасывает клочки в корзину, оставляя рисунки с Лениным. В ту же корзину отправляются и проекты ордена Сталина, и записка о переименовании Москвы в Сталинодар.

Согласитесь, это о многом говорит.

После смерти вождя в его личном сейфе нашли… стоптанные сапоги и поломанные карандаши. На сберкнижке было — 54 рубля. Своим детям он оставил только свои личные вещи, даже личной квартиры у него не было. А как же с властолюбием? Исторические документы свидетельствуют — Сталин трижды отказывался от высоких руководящих постов и трижды его отставку не принимали.

Когда знаменитого писателя, лауреата Нобелевской премии М.Шолохова спросили уже после смерти Сталина — а был ли культ личности? Писатель ответил коротко: «Так ведь и личность была!»

По подсчетам современных авторитетных публицистов сравнение упоминаний Сталина и Путина в прессе за любой год, в пользу Путина, но ведь никто о культе личности Путина даже не заикается. Потому что нет никакого культа, есть уважение к деятельности Президента России. В 30-50-е годы прошлого века было огромное уважение к делам Сталина, позднее названное хрущевцами «культом личности».

В-четвертых, если лидер Советской страны — богохульник и богоборец, каким и положено быть ортодоксальному марксисту, презирающий Православную традицию в истории России, то в первую очередь об этом мы должны узнать из выступлений и воспоминаний авторитетных клириков Русской Православной Церкви. И что мы узнаем?

Вот что писал архиепископ и святитель Лука (Войно-Ясенецкий):

«Сталин сохранил Россию. Он показал, что значит Россия для всего остального мира, и поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину».

Это слова человека, который прошел допросы, тюрьмы, ссылки. Вот уж ему-то зачем такое писать?

Как справедливо отметил авторитетный духовный писатель и мыслитель, священник отец Дмитрий Дудко:

«Если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это, в самом деле, был особый человек. Богом данный, Богом хранимый… Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира… Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек… Не случайно в Русской Православной Церкви ему пропели, когда он умер, даже «Вечную память», так случайно не могло произойти в самое безбожное время. Не случайно он и учился в духовной семинарии, хотя и потерял там веру, но чтоб по-настоящему ее приобрести. А мы этого не понимаем… Но самое главное все-таки, что Сталин по-отечески заботился о России».

И наконец, Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) перед отпеванием И.В.Сталина сказал, обращаясь к верующим:

«Великого вождя нашего народа Иосифа Виссарионовича Сталина не стало. Упразднилась сила великая, общественная сила, в которой наш народ ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал взор великого Вождя… Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума».

Такие слова никогда не говорят по принуждению, да еще святители и патриархи. Такие слова могут исходить только из сердца.

Итак, каковы же основные черты духовного портрета товарища Сталина?

Человек с высоким уровнем интеллекта, ведущий аскетический образ жизни, пресекающий по мере своих сил возвеличивания в свой адрес, прекрасно знающий историю отечества и с уважением относящийся к русской духовной традиции.

Стремился ли бывший семинарист вести духовную жизнь? Точного ответа не может быть, но вспомним — была ли у него гордыня, сребролюбие, властолюбие, сластолюбие?

Сегодня можно утверждать — всего этого у товарища Сталина было намного меньше, чем у любого из нас. Хотя бы потому, что позволить себе всего этого он мог намного больше, чем любой из нас, но не позволил.

Только такой человек — аскет и бессребреник, думающий не о своей славе, а о славе отечества может решить очень сложную проблему — возродить православные духовные ценности в массовом сознании советских людей, формально не разрывая с марксизмом ради сохранения идеологического единства.

Возродить, понимая, что высокие социалистические идеалы могут воплотить только носители высоких духовных устремлений.

Валерий Бухвалов, глава из книги «Духовные истоки советского социализма»

imhoclub.by