Мост в будущее. Что происходит на российской стройке века между Азовским и Черным морями?

Владимир ЖДАНОВИЧ

На переправу

Хорошо в Анапе. Сезон только начался, туристов немного. Чисто, аккуратно. Прилетев к вечеру рейсом из Москвы, успел пройтись по набережной, проводить солнце за линию горизонта.

img_8501

Утром собрался было искупаться, но проспал даже завтрак. Винил акклиматизацию и морской воздух, что не помешало водителю микроавтобуса, ждущего у гостиницы, глянуть на меня так, что пришлось вжаться в сиденье. И вот я уже далеко от курорта Краснодарского края. Мчит нас местный гонщик по степной трассе в сторону Таманского полуострова. Едем к мосту, про который сотни раз уже рассказали по телевидению, пишут о нем стихи, даже шампанское и вино «Крымский мост» приготовили. Да, мост еще не достроен, но уже красуется на обложках блокнотов, магнитов и других милых туристскому сердцу предметах памяти, обнаруженных мной еще в Анапе. Сижу и думаю: ну вот что я про строительство понимаю — ничего. Но, получив приглашение взглянуть на возведение моста через Керченский пролив, ни минуты не сомневался. Просто потому, что там, на перекрестке Азовского и Черного морей, творится история. Кто бы что ни говорил. Возведение такого объекта сродни постройке Национальной библиотеки или «Минск-Арены», которые ныне служат визитными карточками белорусской столицы.

a871120f422384c9b94fb5d55cec8d21b851ac76-e1496998890603

…Пока думал о причинах и следствии геополитических процессов на постсоветском пространстве, точнее дремал, за окном замелькали синие крыши поселка, где живут строители моста. Много их, рабочих и инженеров. Говорят, со всей России приезжают. Забегая вперед, отмечу: есть тут и белорусские бригады, но то ли не хотели, то ли заняты были наши земляки — с ними встретиться не удалось, зато увидел десятки наших грузовиков «МАЗ».

img_4065

Проехав в городок, свернули к морю. Стоп машина. Выходим, просят подготовить паспорта. Оглядываюсь. На пригорке стоит пулемет времен Великой Отечественной войны. Это мемориал в память о погибших советских десантниках в битвах за Крым.

img_3885-683x1024

А вот и стройка. Всем стройкам стройка, кранов — как в Дубае. До горизонта. Зрелище, признаться, захватывающее.

img_3890

img_3891

А документ, оказывается, нужен для предъявления на КПП. Охрана на уровне, вежливая, но строгая. Глядя на этих ребят, начинаешь относиться ко всему уже серьезно. Кстати, вход на стратегический объект туристам пока закрыт. Хотя нет, всегда будет закрыт. Строят ведь путепровод для автомобилей и поездов. Просто мост, просто для возможности ехать на своем авто в Крым.

img_3899

Тонкости возведения

Получив добро от службы безопасности, вновь садимся в бус. Едем на мост! Но технический. Из новостей вспоминаю, что это реальный дублирующий путепровод, созданный для строителей и грузового транспорта.

img_3933

По нему, не выходя из авто, можно добраться до самого фарватера — места, где сейчас не прекращается движение барж и других крупных кораблей. Это примерно 13 км от берега. А вот дальше я начинаю плавать. Нет, не в Керченском проливе, конечно, а в тонкостях возведения пролетов моста и организации строительного процесса. Поэтому, пока сотрудница инфоцентра сыплет данными о количестве вбитых свай, возведенных опор и проблемах грунта под нами, гляжу в окно. И этого достаточно, чтобы понять масштаб всего происходящего.

img_3904

img_3908

img_3909

img_3910

img_3911

Раз готовый пролет, два готовый пролет — приходится вытягивать шею, чтобы увидеть еще и небо. А вот и сваи торчат из воды, вбиты под наклоном, на каждой отметка с цифрами «55», «60», «80». Это метры. То есть такие железяки загоняют в грунт по самое не балуй. Говорят, максимальная глубина — 90 м!

img_3928

img_3940

img_3946

img_3979

В общем, невооруженным глазом видно, что работа идет полным ходом. Но вся эта картинка быстро надоедает, как любому не посвященному в профессию строителя человеку. Поэтому залажу в пресс-кит, читаю, пересказываю: трасса проходит по существующей 5-километровой дамбе и острову Тузла, пересекает пролив и, огибая с севера мыс Ак-Бурун, выходит на другой берег. Всего 19 км.

img_3951

img_3953

img_3976

А вот что может быть интересно всем, так это побочные эффекты стройки. Во-первых, операция по разминированию акватории, бывшей полем сражений времен Великой Отечественной. Саперы обнаружили здесь более 700 взрывоопасных предметов, включая 14 фугасных авиабомб. А совсем недавно, ко Дню Победы, со дна подняли советский одномоторный истребитель Р-40. Во-вторых, благодаря решению возводить путепровод доступ к исследованию территории получили археологи. И нашли массу интересного, в том числе остатки древнеримской виллы и хазарского поселения, а также сотни разновременных захоронений на Таманском полуострове. С другой стороны моста такая же работа позволила изучить древнее керамическое поле — скопление фрагментов сосудов в широком хронологическом диапазоне. Многие находки уже сейчас находятся в музеях по обе стороны пролива. Не остались в стороне и экологи. Они следят за мерами по защите воды, местного растительного и водного мира. Вот и на днях специалисты выпустили здесь в естественную среду обитания мальков русского осетра.

img_3950

Сообщение для общения

Кто больше ждет открытия моста, вопрос риторический, как и фраза о стенах, что одни строят, и мостах, что возводят другие. К слову, о рабочих: ежедневно на объекте трудятся 5 тысяч человек.

img_3907

img_4034

img_4070

img_4073

— Объект разделен на 8 участков, на каждом кипит работа. Параллельно на керченской стороне моста собирают арочные пролеты, которые планируется установить на фарватерные опоры осенью, — рассказывает заместитель начальника Управления федеральных автомобильных дорог «Тамань» Кайрат Турсунбеков и приглашает осмотреть уже готовый пролет моста. — На строительстве задействованы более 1 500 единиц техники, из них больше 100 — грузоподъемные краны.

img_4051

img_4055

Вот мы и на проектной высоте моста. И пока Кайрат Бурубекович объясняет, что здесь осталось только положить асфальт, невольно переминаюсь с ноги на ногу по бетону — будущей трассе федерального значения. Ведь через каких-то полтора года тут будут ездить автомобили со скоростью 120 км/ч.

— В декабре 2018 года мы должны запустить автодорожную часть моста. Велосипеды? Отдельных велодорожек, как и возможностей для пешеходов, на такой магистрали не предусмотрено.

Спускаясь по лесам с дорожного полотна на технический мост, спикер признается, что строители немного опережают график. Это не спешка, а грамотное распределение сил, хотя зачастую силы природы выступают против технических решений инженеров. Трудно работать зимой, да и весной ветра такие, что хоть стой, хоть падай. Будущий мост — уникальный, способен выдержать и землетрясения, и штормы.

img_3921

img_4022

По пути обратно на сушу из окна буса рассматриваю вторую переправу — железнодорожную, которая будет сдана на год позже автомобильной. Вероятно, будет не только функционально, но и красиво.

img_4083

И все же это просто мост. Не стоит здесь искать подтекстов: путепроводы из точки «А» в точку «Б», что в Америке, что в России, что в Беларуси, — это просто объект. И пока где-то там дипломаты и политики ставят задачи развести или навести воздушные мосты (не путать с зáмками.Прим. авт.) между странами, строители здесь, в Тамани, возводят обычную переправу. Для людей.

Фото автора и инфоцентра «Крымский мост»

Источник: «Минск-Новости»