Белоруски, вскружившие голову великим. Надежда Ходасевич-Леже

Ida Kar, 1961

Часто великие мужчины влюбляются в женщин, которых тоже без преувеличения можно назвать если не великими, то выдающимися личностями своего времени. Эти женщины, являясь яркими звёздами на небосклоне искусства, оказали огромное влияние на судьбы гениальных писателей, поэтов и художников, влюблявшихся в них.

Мы начинаем цикл материалов об уникальных женщинах, которые были родом из Беларуси и прославили нашу землю далеко за ее пределами. Сегодня разговор о Надежде Ходасевич, музе Фернана Леже.

Фернан Леже
Фернан Леже

«Надька, даешь Париж!»

Когда однажды, набравшись храбрости, она объявила родителям, что решила перебраться в Париж, они хохотали до упаду. С тех пор что бы она ни делала, кто-нибудь непременно подкрадывался сзади и кричал ей в самое ухо: «Надька, даешь Париж!». Иногда она отмалчивалась, иногда дралась, но в душе повторяла как заклинание: «Еще увидите!».

…Надюша из деревни Осетище (Витебская губерния) обожала рисовать. Она это делала с утра до вечера, считая сие занятие смыслом всей ее жизни. Однако родиетли полагали, что это совершено бестолковое занятие, а дело женщины, как говаривал Наполеон, вязанье, а точнее – огород, грядки и лопата…

Надя Ходасевич в юности
Надя Ходасевич в юности

Тогда Надя нашла выход. Дождавшись, когда родные улягутся спать, она зажигала коптилку, брала в руки карандаш и всецело погружалась в свой мир грез и фантазий. Правда, часто кто-нибудь из близких, подкравшись, шептал на ухо: «Не изводи зря огонь!»

Юная художница не могла спокойно проглотить обиду: она начинала демонстративно громко царапать карандашом по столу, сигнализируя о том, что все равно не намерена погружаться в царство Морфея!

Первая мировая война превратила семью Ходасевич в беженцев, кочующих из одной белорусской деревни в другую. Мелькали одинаково унылые хатки, и всюду Надя рисовала – наперекор нищете и серости – свои цветные фантазии.

Как-то волею судьбы она попала в городок Белев, где ее ожидал умопомрачительный сюрприз в виде… Дворца искусств. Она бежала туда, быстрее паровоза. Увидев весь список кружков, записалась сразу в два – художественный и балетный. Однако первые уроки рисования разочаровали романтическую натуру: дело в то, что здесь учили азам рисования, а она их уже давным-давно освоила. Ходасевич уже грезила не унылой красотой Белева, а яркими пейзажами далекого Парижа.

«Лента в каштановой косе, ветхие башмаки через плечо, кусок хлеба в узелке – иду в Париж, – вспоминала она много лет спустя. – Добралась до ближайшей станции, удачно нырнула в поезд, а там надеялась, что в другой пересяду. И всё дальше, дальше… Зайцем, конечно. А на пропитание? По дороге остановлюсь: где пол помою, где постираю, где станцую. Неужели до Парижа не доберусь? Доберусь! Не добралась. Со следующей станции вернули. Знакомый милиционер меня узнал. И досталось мне здорово».

Надя Леже. "Материнство. Миру мир"
Надя Леже. «Материнство. Миру мир»

Дома со сложным «пациентом» долго работали: выбивали дурь из головы, промывали мозг и даже изгоняли бесов, вызвав для этой процедуры знахарку. Но ничего не помогло! Надя все равно убежала. Правда, вначале в Смоленск. Почему именно туда? А просто она услышала, что в этом городе открылись Высшие государственные художественные мастерские.

Надя Ходасевич блестяще выдержала экзаменационные испытания. Несмотря на то, в музее она ни разу не была и не видела ни одной настоящей картины!

Взрослая жизнь

В Смоленске у нее не было рядом ни родни, ни друзей. Но бытовые трудности не пугали смелую белоруску. День начинался с того, что Надя искала себе на хлеб насущный. Она не брезговала ничем: ни мытьем окон, ни работой официантки или носильщицы.

Однако больше чем бытовые неурядицы больше всего на данном этапе ее беспокоили предстоящие экзамены. Желающих попасть в знаменитые мастерские было полным-полно, а у Нади имелся существенный «недостаток» – ей едва исполнилось пятнадцать. Да и в музее она ни разу не была и не видела ни одной настоящей картины!

С автопортретом
С автопортретом

Видимо, Всевышний был к ней милостивым, и Надя Ходасевич блестяще выдержала экзаменационные испытания.

Прозорливые учителя сразу же заметили талантливую ученицу, которая ходила на занятия, как на праздник. А вскоре решился и вопрос заработка: Надю взяли в танцевальный ансамбль. Казалось бы, живи да радуйся! Но, как известно, птицу счастья так сложно удержать за вечно ускользающий хвост…

Дело в том, что в Художественных мастерских преподавал известный Казимир Малевич, которого Надя боготворила и прислушивалась к каждому его слову. Однажды мастер заявил о том, что живопись мертва. А на смену ей пришли кинематограф и архитектура. Кто знает как бы сложилась судьба талантливой девочки, если бы однажды ей не попалась в руки статья Фернана Леже, в которой он утверждал обратное: живопись бессмертна!

Надя Леже. Портрет Юрия Гагарина (мозаика)
Надя Леже. Портрет Юрия Гагарина (мозаика)

Значит, все-таки Париж! Столица мировой моды и город ее мечты!

Встреча с мастером

Но прежде была Варшавская академия художеств, куда ее приняли сразу и без экзаменов. Здесь она, 16-летняя девочка, встречается и влюбляется в богатого юношу, польского художника по имени Стас. Последний вскоре делает ей предложение, и почти сразу же после свадьбы молодожены пишут письмо знаменитому Фернану Леже с просьбой принять их в ученики. Мастер отвечает согласием.

Фернан и Надя Леже
Фернан и Надя Леже

…Леже понравился Наде сразу, хотя оказался не таким, каким она его себе представляла. Широкоплечий, коренастый, с большими руками, он был похож скорее на мастерового, чем на художника. Надю подкупила его улыбка, лукавая и одновременно простодушная.
На Надю Леже вначале не обратил внимания. Похоже, она казалась ему немного странной: молчаливая скуластая девушка родом из забытого богом края, не реагировавшая на его шутки. На самом деле она не понимала юмор учителя: ее французского едва хватало на то, чтобы спросить дорогу у прохожего. Со временем, присмотревшись к работам Ходасевич, Леже поразился мастерству и таланту иностранной «немой» и стал уделять ей самое пристальное внимание. Семейная жизнь Нади разваливалась на глазах – вскоре они со Стасом расстались, не спасло даже рождение дочери.

Леже, считавший Надю талантливой ученицей, предложил ей должность ассистентки и квартиру в академии. Но в день, когда она праздновала новоселье, началась Вторая мировая война.

Фернан Леже, отравленный газами под Верденом в Первую мировую, решил больше не испытывать судьбу и уехать в Америку. Он позвал Надю с собой. В Марселе Леже долго не садился на пароход, думая, что его подопечная опомнится и последует за ним. Но Надя не пришла…

Предложение руки и сердца

Четыре года отважная девушка ходила по лезвию ножа, участвуя в Сопротивления. Она меняла внешность, скрывалась, и ни разу не пожалела, что осталась во Франции.

После войны Леже возвращается на родину, и Надя снова расправила свои крылья.

Однажды молодая художница расслабилась и впустила в свое сердце любовь. Роман был недолгим.

Откуда-то из далекого прошлого шла ее непоколебимая вера в то, что любовь – это общая судьба, верность и единомыслие. А легковесный парижский вариант отношений ее не устраивал. Разрыв тяжело дался Наде, спасла – в который раз – живопись, ее работы и выставлялись, и покупались коллекционерами очень охотно.

Пикассо, высоко ценивший ее творения, часто приглашал ее к себе в гости и просил откровенно высказаться по поводу очередной своей работы.

Надя, всецело предавшись работе, не ждала каких-либо подарков судьбы.

Надежда Ходасевич-Леже. Портрет композитора Дмитрия Шостаковича
Надя Леже. Портрет композитора Дмитрия Шостаковича

Овдовевший Леже сделал ей предложение. И она согласилась, приложив впоследствии все усилия, чтобы сделать свой брак счастливым. А с ее стороны это была не столько страсть, сколько уважение, преданность и дружба.

А Леже, между тем, признавался, что раньше для него существовало только искусство, а женщины были лишь для отдыха, а в свои семьдесят лет неожиданно для самого себя по-настоящему влюбился.

Пара поселилась в чудесном местечке под Парижем, в небольшом домике с садом. Огромная мастерская Леже располагалась на первом этаже, Надина, поменьше, – на втором.

Колдуя над своими шедеврами, молодая жена распевала белорусские песни, стоило ей умолкнуть, как Леже начинал стучать палкой в потолок, требуя продолжения.

Пабло Пикассо, Фернан Леже (второй справа) и Надежда Ходасевич-Леже
Пабло Пикассо, Фернан Леже (второй справа) и Надя Леже

Верная супруга была неразлучна со второй половинкой до последнего вздоха мастера. А служение его таланту продолжалось и после его смерти. Мысль о том, что его картины разлетятся по всему свету, была невыносимой для вдовы. Преодолев много трудностей, она открыла на юге Франции Музей Фернана Леже.

Надя мечтала показать мужу свою далекую родину, но этому уже не суждено было сбыться: она собралась туда уже после его смерти.

Надя Леже, Екатерина Фурцева и Майя Плисецкая
Надя Леже, Екатерина Фурцева и Майя Плисецкая

О Советском Союзе известная художница практически ничего не знала, но, побывав здесь, всей душой полюбила эту страну. И всякую критику в адрес СССР воспринимала как клевету.

Она стала здесь частым гостем, привозила в Москву картины Леже и других французских художников, устраивала выставки советских художников в Париже. Общалась с родными и друзьями, дарила подарки, а потом улетала во Францию, прихватив буханку черного хлеба и банку селедки для Марка Шагала: поездка в Союз для престарелого художника была уже не по силам.

Знаменитые мозаики Нади Леже установлены в городе Дубна. Фото: fototerra.ru
Знаменитые мозаики Нади Леже установлены в городе Дубна. Фото: fototerra.ru

Во Франции у нее тоже было полно дел. «Сколько раз я слышала: «Ну к чему это вам? Откажитесь от беспокойных затей, – вспоминала Надя. – А я с детства люблю «беспокойные затеи». Еще с той поры, в том бедном моем краю, тормошили меня несбыточные мечты. Несбыточные? А почему? Самое прекрасное – иметь цель, чтобы она сияла, тянула и чтоб изо всех сил, до последней селезенки, ее добиваться…»

Ангелина СВЕТЛОВА