Вспоминая Кирилла Мазурова

Вадим ГИГИН

Cоветской Беларуси везло на политиков и управленцев. И все же особо выделяется «большая четверка»: Александр Червяков, который фактически создавал Белорусскую советскую республику, Пантелеймон Пономаренко, руководивший партизанским движением, Кирилл Мазуров и Петр Машеров, стоявшие во главе Беларуси после войны.

Фигура Кирилла Мазурова символична сразу по многим причинам.

Его биография, карьера – пример того, что советское и национальное в Беларуси не противостояли друг другу, а взаимодополняли.

О каком колониализме, имперском шовинизме можно говорить, если выходец из простой белорусской семьи поднялся до самых вершин власти в СССР, вошел в Политбюро – верховный ареопаг Компартии, который и руководил всей огромной страной?

Мазуров – герой партизанского движения. Ему, тогда еще молодому комсомольскому вожаку, доверили ответственное задание – представлять Центральный штаб партизанского движения в родной Беларуси, оккупированной нацистами.

Эта миссия требовала и мужества, и выдержки, и лидерской хватки. Всего этого у Кирилла Трофимовича было сполна.

Кстати, его мемуары, вышедшие в 1984 году под названием «Незабываемое», — одно из самых увлекательных и интересных свидетельств освободительной борьбы белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов.

Мазуров не боялся говорить правду в лицо ни Хрущеву, ни Брежневу, ни тем более их окружению.

Это был полностью самостоятельный политик, преданный своей Родине, что он доказывал не раз. В том числе в 1968 году в Праге, во время операции «Дунай». Можно по-разному относиться к вводу войск стран Варшавского договора в Чехословакию (с моей точки зрения, это была трагическая ошибка), но бесспорным является факт: благодаря усилиям Кирилла Трофимовича удалось избежать многочисленных жертв и большой крови.

Приход Мазурова в высшие эшелоны власти стал символом эпохи правления в Беларуси т.н. «партизанской элиты»: целой плеяды руководителей, имевших за плечами опыт партизанской и подпольной борьбы в годы Великой Отечественной войны.

Именно эти люди сумели обеспечить уникальное белорусское явление – без преувеличения и пафоса единение народа и власти в послевоенную эпоху, практически полное отсутствие какого-либо организованного диссидентского движения в БССР.

Лично у меня нет никаких сомнений, что если бы в советские времена проводились всеобщие выборы руководителя республики, то и Мазуров, и Машеров одержали на них убедительную победу.

Заслуги Кирилла Трофимовича перед нашей страной колоссальны.

Но вот умеем ли мы чтить своих героев?

В белорусской столице нет ни одного памятника бывшему руководителю государства (за исключением кладбищенских аллей).

Удивительный парадокс. Улица, названная в честь Тихона Киселева, находится в самом центре Минска, прилегает к площади Победы. А улица Мазурова, который сделал для своей страны ничуть не меньше Киселева, – в одном из спальных районов, недалеко от кольцевой дороги. Всего лишь потому, что Тихон Яковлевич умер раньше, в 1983-м, практически на своем посту.

У меня каждый раз щемит сердце, когда я проезжаю через площадь Притыцкого. Она будто специально создана для того, чтобы на ней стоял памятник народному белорусскому герою, который еще при жизни стал легендой. Но площадь сиротливо пуста…

И уж совсем неразрешимой загадкой остается, почему мы не сподобились до того, чтобы поставить в Минске памятник Максиму Танку, столетие которого отмечалось в 2012 году.

Кому как не ему, великому поэту, борцу за освобождение Западной Беларуси, председателю Президиума Верховного Совета БССР, академику и, наконец, почетному гражданину нашей столицы?! Слава Богу, хоть в Мяделе решили поставить монумент Танку.

Когда мы уже созреем до этого, чтобы по достоинству оценивать ушедших исполинов?

Столетие Притыцкого вроде бы отметили, но как-то формально. Вековой юбилей Кулешова прошел смазано и почти незаметно. А ведь это народный поэт не только по формальному званию. Строчки из его стихов действительно знает каждый белорус.

Нам в Беларуси нужно научиться чтить своих настоящих героев, а то нам так и будут подсовывать каких непонятных персонажей, которых мы якобы «забыли», хотя они и сами ни сном, ни духом не знали, не ведали, что являются белорусами.

Нынешняя Республика Беларусь появилась не на пустом месте. В своей истории она опирается на таких титанов, как Червяков, Пономаренко, Мазуров, Машеров, Сурганов, Притыцкий.

Родные Кирилла Трофимовича после его смерти обнаружили записку, адресованную внуку: «Будь верен Отчизне. Измены она не прощает». Это слова патриота, который до конца исполнял свой долг перед Родиной.

Нам нужны такие герои! В белорусском пантеоне Кириллу Трофимовичу Мазурову принадлежит самое почетное место!

Так давайте же наконец научимся отдавать должное своим героям, не стесняться ставить им памятники, почитать тех людей, кто этого достоин. Мы – великая нация, и герои у нас великие!