Белорусский Рубикон

vyraby2906-gc3tm

Вадим ЕЛФИМОВ

«Ты как хочешь это назови»

Избранные депутаты, чужие мнения и Вахтанг Кикабидзе

Странная штука – ассоциация! Странная, потому что вольная: она отталкивается от того, от чего хочет. И рисует только то, что хочет, а ты иди потом догадывайся, какая тут существует связь… Я вот задумался над, казалось бы, абсолютно ясными и совершенно четкими результатами недавних парламентских выборов в Беларуси, а в качестве ассоциации у меня в ушах зазвучала фраза из некогда популярной песенки в исполнении Вахтанга Кикабидзе. Слышу и удивляюсь: «Вот и все, что было, ты как хочешь это назови…»

Где сейчас Буба?! И где всенародная любовь к нему? И каким боком эта лирическая песенка притулилась к политике? Начинаю разматывать ассоциативный ряд, как киноленту, назад. Может, все дело в том, что в Грузии сейчас тоже идет предвыборная кампания? Только «идет» — не совсем подходящее слово.

В Грузии кандидаты дерутся, причем в прямом телеэфире, сыплют удары и оскорбления, достаётся даже женщинам-ведущим, смело бросающимся разнимать мужиков. А в Беларуси все прошло спокойно, вдумчиво, делово.

И это при том, что конкуренция была высокая, как никогда прежде, — по четыре претендента на одно кандидатское кресло. Были, конечно, попытки подкинуть «огоньку» на теледебатах.

«В этот раз выборы разожгли гораздо больше интереса, — отметила председатель ЦИК Лидия Ермошина. — Ничего не запрещалось. Если ничего не запрещается — нет оснований для спора, конфликта, жалоб. Но назвать кампанию тихой, с учетом той риторики и программ, которые мы видели, язык не повернется».

Ну какая уж тут тишина, если отдельные кандидаты-шутники приходили на теледебаты в шлеме танкиста, приносили противогаз и губку для мытья посуды, озвучивали призывы легализовать марихуану или изменить административное устройство страны, образовав из районного центра Молодечненскую область… Эх, молодо-зелено! Но, несмотря на немногочисленных «зеленых» (не в политическом смысле, разумеется!) предвыборный процесс в Беларуси показал свою зрелость. И принес плоды: по итогам не было ни одного избирательного участка, где бы выборы не состоялись. Из чего можно сделать вывод: зрелость избирателя с лихвой компенсировала молодецкие выверты кандидатов-неофитов. Да этот вывод подтверждается и высокой явкой избирателей – более 72 процентов.

И к чести всего пусть и разнообразного кандидатского корпуса надо сказать, что основная его часть не поддалась на театрализованные провокации. Ведь политика все-таки не театр. В общем, горит там, где есть горючий материал, и дерутся там, где только и ждут драки… В Беларуси ее не ждет избиратель, а, значит, и кандидату она не нужна, если тот хочет избраться.

Так что никакой параллели – в «горячем» плане! – у белорусских парламентских выборов с грузинскими выборами и быть не может.

И вообще, я только сейчас понял, что песенная ассоциация у меня возникла не на сопоставлении, а на противопоставлении!!! Буба как поет? – «вот и все, что было, ты как хочешь это назови». Так это он поет про западных наблюдателей и их работу!

В игру под названием «как бы не старался белорусский Центризбирком, а западные наблюдатели назовут выборы как хотят» играли много лет подряд.

Автор этих строк несколько раз в прямом эфире брал интервью у руководителей миссии БДИПЧ и они абсолютно однозначно заявляли, что выборы в Беларуси прошли хорошо. Но стоило наблюдателям пересечь границу с Евросоюзом, как «хорошо» тут же конвертировалось в «плохо».

С грузинскими выборами все творилось с точностью до наоборот, и как бы плохо они ни проходили и к каким бы последствиям ни приводили, Запад всегда говорил: «Корошшо!»

Этой вожделенной фразы Беларусь не слышала в свой адрес ни разу. Как бы ни старалась! Из года в год, из выборной кампании в кампанию, белоусы хотели угодить всем возможным требованиям БДИПЧ. Расширялись и совершенствовались нормы избирательного законодательства, становились прозрачнее избирательнее процедуры. Более обширные и объективные миссии наблюдателей от стран СНГ не только признавали белорусские выборы, но и диву давались: откуда у белорусов столько стремления к совершенству?

Как известно, пределов совершенству нет. Вот и в этот раз западные наблюдатели хотели, чтобы в избирательное законодательство были внесены еще, как минимум, двадцать поправок, но, похоже, и без них оказались… удовлетворены. Наконец-то!

Лидия Ермошина в беседе с журналистами охарактеризовала предварительный доклад БДИПЧ ОБСЕ по выборам в белорусский парламент как «вполне сбалансированный».

Что ж, остается дождаться ноября, когда БДИПЧ ОБСЕ опубликует итоговый отчет.

Впрочем, я-то считаю, что дожидаться не стоит. А надо заниматься делом, чтобы не терять времени. Признают – не признают, данный вопрос не имеет практического значения. Гораздо важнее, что мы сами думаем о своих выборах. И как используем их результаты. Состав белорусского парламента обновился на две трети. Значит, законодательный орган, по идее, соответствует двум главным задачам, которые уже стоят перед белорусским обществом в практической плоскости.

Первая, — модернизация экономики. Вторая, — продвижение евразийского интеграционного проекта. И то и другое требует готовности к новациям.

Только для депутатов одной готовности маловато – они должны не воспринимать новации, а принимать активное участие в их подготовке. А это требует от депутатов еще и политической воли.

Той самой воли, которую ясно выразил белорусский избиратель. С одной стороны, он проголосовал за стабильность, отказав в доверии популистам и болтунам. А с другой, он проголосовал за развитие, серьезно обновив депутатский корпус. И верно: чего же стоит стабильность без развития?

Не зря ведь поется все в той же песне: «Лайнер пробежал, как по судьбе». А это значит, сейчас решаются судьбоносные вопросы, и решаются очень быстро. В общем, время не ждет! За работу, белорусские парламентарии!

Debaty
Политические эксперты Мечислав Гриб и Сергей Возняк

Октябрьские тезисы о белорусских выборах

30 сентября 2016 г. в Культурном центре Посольства Республики Беларусь в России состоялась презентация доклада «Белорусские выборы — 2016: политический Рубикон», подготовленного коллективом белорусских и российских авторов. Презентация прошла в рамках заседания Российско-белорусского экспертного клуба, посвященного итогам парламентских выборов в Беларуси и России.

1. Парламентские выборы 2016 г. в Беларуси стали своеобразным Рубиконом в политической жизни страны. Украинские события серьёзно девальвировали идею белорусского аналога Майдана – «Плошчы». На этом фоне в оппозиции наметились признаки отказа от радикального противостояния с действующей властью. Украинский кризис актуализировал в белорусском обществе ценности безопасности и стабильности.

2. Парламентские выборы проходили на фоне двойственной внешнеполитической ситуации. С одной стороны, по периметру белорусской границы на протяжении последних лет стабильно ухудшается ситуация в сфере безопасности. Меняется характер военных опасностей, которые всё больше переходят в сферу внутренних и информационных рисков, угроз иррегулярных формирований. С другой стороны, с 2014 г. наметилась позитивная тенденция в диалоге между официальным Минском и Евросоюзом. Успешность регионального позиционирования Беларуси во многом зависит от сохранения внутриполитической стабильности в стране.

3. Социальная структура Беларуси трансформируется: более чётко выделяется частный сектор, не столь сильно сопряжённый с государством, происходит смена поколений, развиваются городские субкультуры. Это увеличивает запрос активной части граждан на более широкое участие в общественной и политической жизни страны, который не могут в полной мере удовлетворить существующие институты.

4. В результате к парламентским выборам 2016 г. Беларусь подошла с изменённым избирательным законодательством, облегчающим выдвижение кандидатов в депутаты от политических партий. Расширение участия партий в политической жизни может стать одним из путей формирования новых социальных лифтов.

5. Парламентская кампания отличалась возросшим количеством партийных кандидатов. Если электоральный рейтинг всех вместе взятых политических партий в 2012 г. составлял не более 15%, то по итогам выборов 2016 г. количество голосов за партийных кандидатов достигло 22,5%, а в Минске – 44%. В Палате представителей количество депутатов от политических партий увеличилось в два раза. Был преодолён «психологический барьер» появления впервые с 2004 г. трёх оппозиционных депутатов. Это даёт оппозиции инструмент для преодоления её периферийного положения в обществе и превращения в системного игрока.

6. Электоральный цикл 2016–2020 гг. ставит Беларусь перед выбором: продолжить содействие развитию партийной системы или остаться на уровне результатов 2016 г. В 2017 г. запланированы съезды трёх крупнейших общественно-политических сил страны: КПБ, ЛДПБ и РОО «Белая Русь», – на которых будет вырабатываться стратегия развития каждой структуры.

7. По итогам первых лет работы нового состава парламента, а также развития политических партий и объединений будет принято решение трансформировать избирательную систему в сторону смешанной или сохранить мажоритарную систему. Последний фактор наиболее важен ввиду того, что в 2020 г. впервые в истории Беларуси в один год состоятся президентская и парламентская кампании.

8. Наблюдатели от СНГ заявили, что парламентские выборы соответствовали демократическим принципам и Конституции Беларуси. Миссия ОБСЕ, а также США и ЕС придерживаются линии на «частичное признание» выборов, отмечая «определённый прогресс», но отказываясь от полноценного признания результатов.

9. Возрастает давление Запада на Беларусь в вопросах снижения контроля центральной власти над внутриполитическим процессом, расширения участия зарубежных СМИ и НПО в общественной жизни страны. Это увеличивает риски, т. к. на фоне текущей «конкуренции интеграций» внутриполитическая ситуация в странах Восточной Европы стала неотъемлемым элементом регионального баланса сил.

10. Новые реалии потребуют от белорусской власти значительных ресурсов и кадров, чтобы укреплять национальных игроков в общественно-политической сфере страны, способных конкурировать с получателями западных грантов. Иначе игра на внутреннем политическом поле может быть быстро проиграна и останутся только «плохие и очень плохие варианты». Встаёт задача уточнения идеологической платформы для консолидации конструктивных национальных сил. В этой ситуации развитие общего информационного пространства в Союзном государстве, ЕАЭС и ОДКБ может стать противовесом, балансирующим рост давления с Запада.

Скачать доклад «Белорусские выборы – 2016: политический Рубикон».