Незнакомые бакенбарды: кому поставлен таинственный памятник в центре Минска

henry-dunant

Елена ТОНКОВИЧ

Каждый день, пробегая по знакомым улицам, мы в бытовом угаре не видим порой ничего вокруг: ни клумб, ни людей, ни архитектурных сооружений… И если в один прекрасный миг оживут белорусские памятники и мимо нас пройдет Франциск Скорина, дед Талаш или Язеп Дроздович, даже не кивнем им при встрече в знак почтения. Ведь мы не привыкли всматриваться в незнакомые лица. А зря!

…Этот скверик в центре столицы, на пересечении улиц Ленина и Маркса, любят и местные жители, и приезжие. Во-первых, он эстетически привлекателен, за исключением, на мой взгляд, пары зеленых арок, которые нарушают единство композиции. Во-вторых, здесь много зелени и скамеек, поэтому в обед или вечером можно сидеть спокойно и релаксировать сколько угодно. И, в-третьих, здесь стоит бюст в честь одного очень интересного мужчины: шикарные бакенбарды, бабочка, взгляд, устремленный вдаль — явно персонаж не из нашей жизни…

Если вы знаете и тут же, не задумываясь, ответите, кто этот загадочный незнакомец, сразу рисуйте себе в дневнике «десяточку» по истории родного Минска. А если нет?

Словом, в один погожий осенний день мы решили узнать у минчан, проплывающих мимо бюста, в честь кого именно установлена скульптура.
— Не знаю, но давайте вспомним метод дедукции Шерлока Холмса, — юморит мужчина в расцвете сил. — Раз мы находимся на улице Карла Маркса, то и памятник, следовательно, установлен автору «Капитала», будь он не
ладен…
— Кто? Маркс?
— Да нет, капитал! — резвится мужчина.
— Вас не смущает, что лицо знаменитого немца чуток круглее?
— Ну а вдруг он на диете?..
Подхожу к девчонкам, о чем-то мило болтающим:
— А вы часто здесь бываете?
— Да, у нас школа рядом…
И снова тот же вопрос.
— Вроде на Пушкина похож, — гадает юная брюнетка.
— Так внизу там все написано… Правда, отсюда плохо видно, — заметила подружка.
— Знаете, есть такая дата — Международный день Красного Креста и Красного полумесяца. Это подсказка, — обращаюсь к школьницам.

Девчонки хихикают, и я понимаю, что намек не впрок. Ухожу… Не буду мешать подросткам наслаждаться яркими красками осени.
В список опрашиваемых попадают бабушка с собачкой, группа спортсменов, мужчина в шляпе и даже иностранец.
Ответы — один другого смешнее и грустнее:
— Дюма… То ли старший, то ли младший…
— Крылов. Иван. Сказочник. Ну в смысле баснописец…
— Поручик Голицын.
— Архитектор.
— Музыкант, наверно, Глинка…
…Через полчаса понимаю, что даже если до ночи буду намекать прохожим на сферу деятельности сего импозантного мужчины, верный ответ все равно не услышу. Да я и сама, по правде, буквально недавно имела честь познакомиться с этим великим гражданином Швейцарии. Хотя времени было навалом: памятник открыт шесть лет назад!

Зато многие прохожие отмечали, что им очень нравятся бакенбарды, символ мужской свободы и мудрости. Попался и киноман, рассказавший о том, что в свое время ему очень нравился фильм «Бакенбарды», где рассказывалось про общество «пушкинистов», которые отращивают баки и маршируют по улицам с тростями и в цилиндрах. Кстати, о кино… В связи с «делом памятника» мне почему-то вспомнилась другая картина, где герой Буркова вместе с членами инвентаризационной комиссии описывают имущество в кабинете Людмилы Прокофьевны… Дело в том, что сзади, на памятнике, очень уж грубо и зримо нарисованы белой краской цифры, видимо, инвентарный номер. Понимаю, что государственное имущество должно быть учтено, но уж очень режет глаз.

Подвожу неутешительный итог опроса: ни один из опрашиваемых не ответил, в честь кого установлен бюст в центре столицы. Зато после мини-интервью они тут же подходили к памятнику и внимательно читали надпись.

Знакомьтесь, это Анри Дюнан, великий гуманист, общественный деятель, основатель Красного Креста, первый лауреат Нобелевской премии мира. Автор памятника — известный белорусский скульптор Олег Куприянов.
В путеводителе Минска об этой скульптуре так написано: «Это дань памяти белорусского народа и особенно волонтеров Белорусского общества Красного Креста этому прекрасному человеку, посвятившему свою жизнь помощи другим, это знак признательности за его милосердие, сострадание и гуманизм. Экскурсия по Минску да и простое знакомство с городом будет неполным без посещения этого памятника».

Семь фактов из жизни Анри Дюнана

1. С 18 лет он начал помогать больным и обездоленным, посещал тюрьмы, беседовал с заключенными, помогая не терять веру. Позже активно подключился к борьбе против рабства.
2. В 1859 году, стал свидетелем франко-итальянской битвы при Сольферино, Дюнан лично помогал раненым и призывал прекратить побоище. Через три года он написал книгу, которая сделала его знаменитым, — «Воспоминания о Сольферино».
3. Придумал и ввел в обращение солдатские медальоны, позволяющие опознавать тяжелобольных и погибших. Он посвятил свою жизнь объединению усилий людей во многих странах мира для оказания помощи пострадавшим во время войн и вооруженных конфликтов.
4. Стараниями этого великого человека была принята Женевская конвенция 1864 года «Об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны». Именно этот документ стал основой для создания и развития международного гуманитарного права.
5. В 1901 году стал первым лауреатом Нобелевской премии мира.
6. Верный своим взглядам до конца, он жертвует все полученные деньги (а это немаленькая сумма!) на благотворительность.
7. Умер Дюнан в 1910 году бедным, но великим человеком.

Добавить комментарий