Александр Тиханович: «Мы пели — нас уважали»

ВИА "Верасы"
ВИА "Верасы"

ВИА «Верасы» свой звёздный час пережил в 70-х — начале 80-х, когда после победы на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады попали сразу в высшую лигу. Один из солистов ансамбля Александр Тиханович вспоминает о тех временах охотно и с нескрываемой ностальгией. А как ещё можно говорить о времени, на которое пришлась юность?

— Я убеждён, что моё детство и юность прошли в самое прекрасное время. Настрадавшись во время войны, наши люди словно пытались воздать друг другу всю ту любовь и тепло, что не получили за годы войны. Тогда люди были куда добрее и человечнее. Потом уже, в конце 70-х стали портиться, когда появились перебои с товарами, — поделился размышлениями с Sputnik народный артист Беларуси Александр Тиханович.

В 1988-м Тиханович вместе с супругой Ядвигой Поплавской ушли из «Верасов» и, посотрудничав с оркестром Михаила Финберга, стали выступать самостоятельно, назвав дуэт «Счастливый случай», в честь своей популярной песни. Многие годы Александр Тиханович руководит «ЕвроФестом» — национальным отбором на конкурс «Евровидение», а его телевизионный проект «Звездный дилижанс» открыл немало нынешних звёзд эстрады.

Вспоминая жизнь в СССР и то, о чём мечталось тогда, Тиханович говорит без пафоса.

Ансамбль Верасы
© SPUTNIK/ ЕВГЕНИЙ КОКТЫШ
Ансамбль «Верасы»

— Не могу сказать, что у нас были необъятные мечты и наполеоновские планы. Можно сказать, не думали о далёком будущем — жили насущными проблемами. И очень хотели, чтобы наше творчество нравилось. И мы работали изо всех сил. Днями и ночами сидели в филармонии. Она и была нашей «фабрикой звезд». Сейчас все не так — продюсерские центры обеспечивают подготовку исполнителя, вкладывают в него деньги. Раньше все организационные вопросы брало на себя государство. От исполнителя же требовались профессиональная подготовка, образование и участие в творческих конкурсах — тогда это был основной способ о себе заявить, — рассказал он.

По словам Тихановича, со званием лауреата, безусловно, жить становилось легче. Ведь на артиста начинала работать машина государственного шоу-бизнеса того времени. ВИА «Верасы» тоже упорно шёл к своей цели, участвовал во всесоюзных конкурсах.

—У нас был яркий пример, высокая планка — ансамбль «Песняры», мы видели, как их жизнь поменялась после конкурса, когда их признали в Москве, в СССР. Мы знали, что эту высоту (Всесоюзный конкурс эстрады — ред.) надо взять, — вспомнил он.

Композитор Евгений Глебов на репетиции с эстрадным ансамблем Верасы
© SPUTNIK/ ДРАЧЕВ
Композитор Евгений Глебов на репетиции с эстрадным ансамблем «Верасы»

Они стали лауреатами 5 Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1974 году. На сцене рядом с ними были Алла Пугачева, Ренат Ибрагимов, ВИА «Ариэль» и «Самоцветы».

— Мы все там раззнакомились, подружились. Кстати, со многими у нас сохранились добрые отношения и по сей день, а тогда нам повезло — перед нами открылась широкая дорога: радио, телевидение, профессиональные композиторы, — рассказал Тиханович.

Но настоящая минута славы случилась, когда «Верасы» спели свой знаменитый шлягер «Малиновка».

— Нас стали узнавать на улицах, приглашали в «Огоньки» и «Песни года», для нас стали писать песни ведущие авторы. Но самое удачное сотрудничество сложилось с композитором Эдуардом Ханком. Следующая за «Малиновкой» была песня «Я у бабушки живу», потом — «Завiруха», потом с Таничем «Обломал немало веток», — вспомнил Тиханович.

Впрочем, удачную творческую карьеру Тиханович считает подтверждением того, что в Советском Союзе система «зажигания» звёзд была, в общем-то, бесхитростной.

—Когда был всего один канал — если ты на него попал, то всё — известность тебе обеспечена, — добавил Тиханович.

По воспоминаниям мэтра, сразу становилось легче в бытовом плане, можно было договориться, чтобы и пластинка побыстрее вышла, предложить себя в какие-то популярные программы, с известными авторами договориться. Людям известным, чего скрывать, в СССР было проще решать вопросы.

А потом была победа на конкурсе «С песней по жизни». 

— В эту авантюру мы ввязались почти случайно, даже не подозревая, что вместо профессионального жюри, к требованиям которого мы были вполне готовы, нашим судьей окажется вся страна, ведь это был конкурс народных симпатий. Победа в этом конкурсе прибавила нам популярности. Нас любили на телевидении. Мы ведь были ребята дружные, не заносчивые, простые, почти все с высшим образованием — что не часто было в ВИА той поры. Что просили исполнить — мы всегда соглашались, не капризничали. Сколько замечательных людей нам посчастливилось узнать: мы познакомились с Александрой Пахмутовой, Николаем Добронравовым, Оскаром Фельцманом, Марком Фрадкиным, Робертом Рождественским, Яном Френкелем. А какой честью было стоять на одной сцене с Утесовым, с Шульженко! — Тиханович до сих пор с восторгом вспоминает те времена — вроде бы и не далёкие, но с тех пор было столько разных событий, что, кажется, прошла целая жизнь.

— Конечно, во многом нам было проще — локомотив по имени «Песняры» проложил «столбовую» дорогу, о белорусской песне говорили с уважением. Но мы выкладывались по полной. И всегда знали, что только за хороший труд будет вознаграждение. И никаких надежд на «национальные» квоты у нас не было, — признался Тиханович.

А вот человеческие отношения в ту пору, по мнению певца, были куда лучше. Сейчас, по его словам, во главе угла человеческих отношений стоят деньги. А тогда это было далеко не главное.

— Конечно, у «Верасов», как у артистов высшей категории, были достаточно высокие ставки — 11 рублей за концерт, плюс второе отделение — уже 22, плюс совмещение — у меня было ведение концерта и игра на инструменте — 27 рублей за концерт я получал. И оклад 160 рублей — для этого надо было 8 концертов и 8 концертов можно было дополнительно. То есть 360 рублей я в месяц мог зарабатывать. Плюс ещё съемки, записи пластинок, за которые тоже платили деньги — небольшие, но платили. Этого хватало. Не могу сказать, что мы тогда чувствовали себя более обеспеченными людьми, чем сейчас, но о многих вопросах задумываться не приходилось — мы не тратили деньги на концертные костюмы, на аппаратуру, на запись, на переезд — сейчас это всё ложится на карман самого исполнителя, — рассказал Тиханович.

Ансамбли Верасы и Чаровницы
© SPUTNIK/ ЕВГЕНИЙ КОКТЫШ
Ансамбли «Верасы» и «Чаровницы»

 

Благодаря Тихоновичу и его продюсерскому центру на эстраде появилось немало звёзд — от Руслана Алехно до Дмитрия Колдуна и «IOWA». Но для того, чтобы быть по-настоящему признанным в своей стране, должен произойти своего рода «реэкспорт».

— Есть у нас, белорусов, такая провинциальная черта — эта традиция надёжно сохранилась ещё со времён СССР — то, что признано у нас — оно ещё без знака качества, вроде как. Ну а уж когда звезда подхватывается московскими продюсерами и попадает в российские чарты — всё, тогда и мы ее признаем, — вздыхает он.

Рассуждая о том, каким виделось будущее при СССР, каким надеждам суждено было сбыться, а какие так и не оправдались, Тиханович признался, что ни о чём не жалеет. И, наверное, ещё раз прошёл бы эти 25 лет точно так же.

— Я люблю нынешнее время, мне комфортно в нём. Вот только хотелось бы, чтобы из того времени к нам добавилось немного теплоты и открытости, доброты. Этого сейчас очень не хватает, — сказал на прощание Александр Тиханович.

По материалам: Sputnik, Светлана Лицкевич

Добавить комментарий